Источник: Знамя юности
Знамя юности

Белорусские школьники решают свои конфликты с помощью переговоров

Переговоры вместо ссоры

Во втором классе Катя и Маша не поделили стул, в пятом подрались из-за мяча, а в 9-м устроили скандал на всю школу из-за парня. Увидевшись в день встречи выпускников спустя 20 лет после окончания школы, уже умудренные годами, молча обнялись и извинились друг перед другом. Накопленные обиды стерло время. А ведь конфликт мог разрешиться намного раньше, уверены ученики школы № 30 Минска. Ведь они знают, как можно было в свое время помочь девочкам разобраться.


В 2015 году 10 школьников и 15 учителей этой школы прошли обучение в центре «Медиация и право». Научились правилам ведения переговоров и решению конфликтов и теперь внутри своей маленькой страны – школы – помогают находить компромиссы конфликтующим сторонам, подписывают соглашения о примирении и дают возможность сверстникам лучше понять друг друга.

Мы сидим в кабинете школьной службы медиации за столом переговоров. Пе­редо мной трое рассудительных молодых людей 15 – 16 лет, которые умеют не просто слушать, но и слышать, что им говорят. Десятиклассница Анастасия Бородкина в проекте с самого начала. Уже три года девушка выслушивает обиды школьников и помогает решать проб­лему конфликта интересов. Разбираться в ситуациях со скандалами, драками и оскорблениями приходится почти каждый день. Вспоминает, как в прошлом году пятиклассник больно толкнул одноклассницу. Та затаила обиду. Когда в их класс зашла Анастасия и рассказала, что есть люди, которые могут помочь решить конфликт, девочка сразу захотела пообщаться. В тот же день после уроков в кабинете школьной службы медиации состоялась процедура прими­рения. Школьники, сидя по разным концам стола, дали волю эмоциям и выплеснули свои обиды. Оказалось, что виноват не только мальчик. В свое время де­вочка также повела себя некорректно по отношению к нему. Дети все поняли, изви­нились друг перед другом и заклю­чили медиативное соглашение, в котором четко про­писали, кто и чего делать не должен и что будет за нарушение этих правил. «Ребята часто идут напрямую к нам, а не к учителям. Ведь учитель может позвонить маме или отругать. Не все этого хотят», – говорит Анастасия.

Антон Лученок, медиатор из 9-го класса, рассказывает другую историю. Компания младшеклассников серьезно поссорилась с ребятами постарше. Выяснение, кто из них круче, приобретало угрожающие масштабы. Еще чуть-чуть – и дошло бы до массовой драки. «Классный руководитель предложила одной из сторон провести медиацию. Они согласились. Позже дала согласие и вторая компания», – сначала поговорили с каждым отдельно, вспоминает Антон, а затем вели пе­реговоры с лидерами: «Они договорились не провоцировать друг друга. Нельзя сказать, что ребята ушли друзьями, но врагами точно не остались». Антон уверен, что цель медиации была достигнута, ведь конфликтов больше не возникало.


Иногда юным медиаторам приходится улаживать ссоры в присутствии родителей. Однажды подрались двое шестиклассников. В школу пришел папа мальчика, которому досталось больше. И уже приготовился лично разбираться с обидчиком сына. «Если бы не вмешались мы, неизвестно, чем бы все закончилось», – полагает Настя. С папой провели предварительную беседу, потом поговорили с драчунами. В результате взрослый извинился перед обидчиком сына, сказал, что был не прав, не до конца разобрался в ситуации: «Процедура медиации оказалась затяжной. Мы долго обсуждали конфликт, но в итоге пришли к результату. Это была одна из самых тяжелых для нас сессий».

Все, что происходит в этом кабинете, а также договоренности, которые тут достигаются, не просачиваются в школьные коридоры. Общение с медиаторами носит исключительно конфиденциальный характер. Школьники об этом знают, поэтому рассказывают все без утайки. Медиация в школе – дело добровольное. Однако зачинщиков конфликтов сразу предупреждают: если не сможете договориться и ситуация будет накаляться, вмешается инспектор по делам несовершеннолетних и разговор приобретет уже другой оттенок.

В кабинете школьной службы медиации хранится стопка подшитых детских обещалок. Оформленные в официальной форме детские соглашения о том, что Маша перестанет обзывать Пашу, а тот не будет в этом случае дергать ее за косички, звучат для детей как серьезные договоренности, к которым они относятся ответственно. Может быть, школьная служба медиации и есть решение всех школьных проблем? Татьяна Ботвинко, заместитель директора школы по учебной работе, считает, что пока об этом говорить рано: «Конфликты были, есть и будут всегда. Наша главная задача – научить детей их грамотно решать, помочь разобраться в себе и причинно-следственных связях, которые привели к драке или другим нехорошим последствиям».

isaenok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter