![](/upload/iblock/e87/e870647764213cddba689635a00a0412.jpg)
Могилевский школьник Даниил Шаройкин стал знаменитостью уже в 15 лет: неоднократно участвовал в международных и национальных научных конкурсах и всегда возвращался с престижными наградами и дипломами. Достаточно вспомнить успешное выступление десятиклассника школы № 18 на конкурсе Stockholm Junior Water Prize 2017. Тогда об этом, не скупясь на эпитеты, писали многие средства массовой информации.
Действительно, есть чем гордиться. Ведь на научных форумах такого масштаба, где собирается самая талантливая молодежь со всего мира, нужно не только показать блестящие знания, но и удивить строгое жюри чем-то революционным, креативным. И при этом быть лаконичным, уложиться в очень короткое время, представить свою разработку буквально в нескольких предложениях, причем на английском. Со всеми этими непростыми задачами юный белорус успешно справился.
Недавно Национальный центр интеллектуальной собственности выдал старшекласснику-вундеркинду патент на его полезную модель. Согласитесь, школьника-патентообладателя встретишь не часто. Причем научная разработка юного могилевчанина — “Прибор для определения концентрации нитратов и аммиака в воде” — широко применима в реальной жизни. Если коротко, устройство, предложенное Даниилом, позволит дачнику, туристу, фермеру, сельскому жителю узнать методом экспресс-анализа, можно ли пить воду из колодца, колонки или водопровода.
Как же рождаются в юных головах уникальные идеи? Кто помогает детям развивать способности и добиваться серьезных результатов, конкурируя на равных со взрослыми — студентами вузов и даже учеными?
Даниил Шаройкин говорит, что на одном из уроков химии учительница предложила ребятам при помощи тест-полосок проверить качество воды, которую пьют в сельской местности. Школьник был разочарован результатами, они оказались неточными, весьма приблизительными:
— После урока я подошел к учительнице, спросил, а можно ли сделать более точный анализ? В ответ услышал, что в школьной лаборатории это невозможно, нет необходимого дорогостоящего оборудования. Вот тогда я и стал задумываться, как решить эту проблему, разработки заняли примерно два месяца, с ними мне и удалось стать победителем национального отбора и успешно выступить на Международном водном конкурсе в Стокгольме. После этого я свою идею развил дальше, усовершенствовал, так и увидело свет запатентованное устройство.
Парень считает, что ему очень повезло со школьными учителями, которые всячески поощряли его научные занятия, давали возможность работать в лаборатории после уроков.
Он пока не принял решения о судьбе, в том числе и коммерческой, своего изобретения. Первоочередная пока задача — успешно окончить школу, поступить в вуз, продолжить образование. Да и исследовательская деятельность занимает почти все свободное время. К тому же после успешного участия в Могилевском городском и областном этапах конкурса “100 идей для Беларуси” он готовится к завершающему, республиканскому.
Кстати, нехватка свободного времени на развлечения компенсируется тем, что жизнь молодого таланта насыщена яркими событиями, разнообразна, интересна. Даниил Шаройкин вместе с другими одаренными ребятами уже встречался с Главой государства, успел побывать за границей, где открыл для себя много нового, познакомился со своими сверстниками, и это тоже стимулы быть успешным.
Уже в этом году Даниил на финальном этапе XXIX Республиканского конкурса научных биолого-экологических проектов учащихся получил диплом I степени в секции “Вода и водные экосистемы”. А в октябре он представит нашу страну в международном конкурсе в Бразилии.
Кстати
Елена Онуфрович, директор Республиканского центра экологии и краеведения:
Читайте также
Иван Русских, педагог дополнительного образования Республиканского центра экологии и краеведения:
— Государство вкладывает деньги в дополнительное образование учащихся. Мы же учим школьников правильно распределять силы и время, получать не просто абстрактные знания, а и заниматься практической поисковой работой от идеи до получения результата. Сегодня молодежь прагматична, и мы объясняем детям, что интеллектуальная собственность имеет свою цену и ценность. Ежегодно в начале учебного года ко мне на дополнительные занятия приходит человек 50, через пару месяцев остается примерно 15. Половина из оставшихся серьезно занимается исследовательской работой и двое-трое вырастают до победителей предметных олимпиад, в том числе международных. Это и есть наши будущие ученые, изобретатели. Родители должны помогать сыну или дочери развиваться, получать полезные, нужные знания из книг, интернета, в путешествиях. Но главное — школьные учителя, ведь именно в школе дети получают базовое образование, без которого невозможно дать качественное дополнительное. И талантливых педагогов у нас, как известно, немало.
Irina_mendeleva@mail.ru