Внучка руководителя Шумилинского района и подпольщика Антона Сипко вспоминает, каким был ее дед

Партизанский комиссар

Улица Сипко — одна из самых длинных в городском поселке Шумилино, более 3,5 километра. Довоенных зданий здесь почти не сохранилось. Единственный свидетель огненных сороковых — дом № 54, построенный в 1941 году, — такую информацию удалось найти в архивном номере районной газеты «Герой працы». После Великой Отечественной в нем располагались школа, библиотека, по выходным приезжал передвижной кинотеатр. Позже дом отдан под жилой фонд. Чем прославился тот, в честь кого назвали улицу? Выяснить это помогла Алла Москалькова — внучка Антона Сипко, с которой мы встретились в районном центре. 

Алла Москалькова — внучка Антона Сипко.

Мужик от сохи, сын бедняка

— Антон Владимирович Сипко — отец моей мамы, которая появилась на свет в 1947 году, — поясняет Алла Москалькова. — Человеком он был уникальным, преданным делу. Родился в 1909-м в деревне Шодики Сиротинского (ныне Шумилинского) района в семье батрака. 

Семья была бедной, а Антон — старшим, поэтому окончил только два класса. Когда начали организовывать колхоз, вступил в него и стал комсомольцем. Шесть месяцев учился в Минске. До войны также руководил Бараньковским и Мишневичским сельсоветами. 

— Наука давалась нелегко, ночами просиживал над книгами, — рассказывает Алла Москалькова. — С 1938 по 1941 год работал председателем Сиротинского (Шумилинского) райисполкома, а с июля 1941-го, после взятия поселка немцами, выполнял различные поручения в тылу врага. 

Антон Сипко.
Из воспоминаний Анны Карнаушенко, жительницы Шумилино: «В 1936 году на собрании актива Мишневичского сельсовета по обсуждению проекта Сталинской конституции выступали от коллектива учителей я и Антон Владимирович… В своем выступлении он сказал, что «мужик от сохи, сын бедняка, ходил в лаптях, а при советской власти вырос до председателя сельсовета. Вот что дала Советская Конституция». 

Необычный эпизод записали со слов Марии Денеш, работавшей с Антоном Владимировичем в райисполкоме до войны. Однажды к нему, председателю, на прием пришла учительница из Шумилино, почти столетняя женщина. Пожаловалась, что отнимают огород под строительство. 

«Антон Владимирович выслушал ее внимательно и очень возмутился: «Кто осмелился обижать?» Послал на место выяснить и оставил за женщиной весь огород, отремонтировал ей избу. Люди его уважали. Антон Владимирович принимал всех запросто, спокойно и внимательно. В райисполком приходил в 6 часов утра, проверял папку с документами доклада, накладывал резолюции. Характерно, что жалобы он проверял ежедневно и безотлагательно. Вообще, у него была четкость в работе и забота о людях. Антон Владимирович знал каждого человека в районе. После проверки жалоб отправлялся в колхозы, ходил пешком, оглядывая и проверяя поля».

Под прозвищем Антон

Анна Карнаушенко в своих воспоминаниях подчеркивает: Антон Владимирович накануне немецкой оккупации собрал людей в райкоме, дав указания остаться в тылу и создать подпольную группу. Уже зимой 1941—1942 годов подпольщики расклеивали листовки с призывами оказывать сопротивление врагу. Сипко работал под прозвищем Антон. 

В марте 1942-го она видела, как по дороге в деревню Рыбчино Сипко узнал полицай и организовал погоню. Антон Владимирович забежал к подпольщику Зуеву в деревню Мишневичи: «Стал за шкаф, а Зуев выбежал к немцам навстречу и кричит, что он видел, как Сипко пошел на Бачище. И понеслись вместе с немцами ловить Сипко». 
За его голову немцы через газету предлагали 50 тысяч марок. Однако погоня, понятно, закончилась неудачей. Ночью Антона Владимировича переправили через реку Оболь в деревню Кабак, а там он присоединился к другим подпольным группам. 
Подпольщики Феоктистов и Михайлов вот как описывали работу группы подпольного райкома. По указанию Сипко где-то раздобыли радио, а сводки распространяли среди жителей района. Сам руководитель встречался с активистами и коммунистами на конспиративных квартирах в деревнях.

«В мае 1942 года в отряд Сипко прибыло более ста человек, фактически сформировался партизанский отряд, — вспоминали подпольщики. — В апреле 1942-го уничтожили собранные для противника продукты Бочеевского, Спасского и Стариновичского маслозаводов, разбили Стариновичскую волостную управу, пустили под откос эшелон с живой силой и техникой противника, проходивший между станциями Язвино и Старое Село».

Из одного отряда выросла бригада, в которую входило шесть партизанских соединений, более 1,5 тысячи человек. В бригаде имени Ленина Сипко стал комиссаром.

Секретарь подпольного Сиротинского райкома комсомола, заместитель комиссара партизанской бригады имени Ленина Наталия Герман вспоминала, что у Антона Сипко научилась многому: «В самые тяжелые дни умел сплотить людей. Часто вспоминал семью — она в это время находилась в Татарской ССР».

В колхоз ездил на лошади

После войны Антон Сипко вновь исполнял обязанности председателя райисполкома. Анна Карнаушенко в то время была заведующей отделом культуры, а затем секретарем исполкома. В работе она запомнила руководителя горячим человеком: «Другой раз думали, да и говорили: «И когда этот человек спит?» Когда бы ты ни пошел, всегда увидишь на работе в райисполкоме, в колхозе. Садится на рыжую лошаденку, почти ногами с верха лошади достает землю — и поехал в колхоз. Зато по полям, где работают люди, он идет пешком. Спрашивает: «Ну, братцы, как дела, как настроение?» Если увидит непорядки, то накричит так, что больше не захочешь плохо работать. Но хорошо работающих всегда ценил и заботился о них… Интересно, что он очень хорошо помнил все постановления, знал, как правильно решить вопрос, чтобы не последовал протест прокурора. Это был просто самородок…»

29 сентября 1951 года Антон Сипко проводил заседание исполкома райсовета, почувствовал себя плохо, сделал перерыв. Через полчаса его не стало...

По воспоминаниям внучки Аллы, дедушка был добрым человеком. Иногда и сам, посещая колхозы, помогал на полевых работах. 

Между тем названную его именем улицу в 1950-х в том числе застраивала Сиротинская машинно-тракторная станция. На участке улицы от нынешнего здания прокуратуры до автострады для ее работников возвели деревянные двухквартирные дома. Тогда же построены дизельная подстанция, а затем и трансформаторная, которая электрифицировала МТС и дала свет домам. В 1968 году через Шумилино прошла гравийная дорога Витебск — Полоцк. Она значительно облегчила и расширила сообщение с областным центром, положила начало развитию участка улицы в южном направлении. В это время здесь выросли первые жилые многоквартирные дома из кирпича. Сегодня улица Сипко — одна из главных артерий Шумилино. 


Красная армия освободила город от немецко-фашистских захватчиков 23 июня 1944-го. В 80-ю годовщину знаменательного события к воинскому захоронению на Аллее Славы жители города возложили цветы. В очередной раз вспомнили тех, кто невероятной ценой завоевал для нас мир. Фамилия Сипко тоже звучала… 

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter