Программа, с которой Владислав Гончаров стал олимпийским чемпионом, называется так: три с полутора согнувшись, два твиста согнувшись, три с половиной согнувшись, три твиста группированные, три с половиной группированные, винт–винт, согнувшись, два с двумя с половиной винта согнувшись, два с двумя согнувшись, два с полутора согнувшись, два с тремя прямые. Если вы это сможете хотя бы выучить и выговорить, то смело берите с полки пирожок. Но исполнить даже не пытайтесь: без специальной подготовки — опасно для жизни.
Влад говорит, что для него это — азбука. После финала журналисты рвут его на части: российские, китайские, отечественные. Он терпеливо отвечает всем и на все вопросы, время от времени бросая взгляд к выходу, где его ждет она. Анна Горченок для Гончарова не просто подруга по команде, с которой он дружит с 15 лет, о своих отношениях пара заявила довольно давно, и их близость ни для кого секретом не является — пара они просто на зависть. Аня выступала накануне, уверенно отобралась в финал, но в решающей попытке сделала ошибку и вылетела с батута. Как итог — 8–е место. Владислав, конечно, следил за ее выступлением и волновался гораздо больше, чем в момент собственного выхода к батуту.
— Это естественно, — утверждает он, — когда соревнуешься, нет времени думать о чем–то еще, весь сконцентрирован на прыжках, и больше для тебя в этот момент ничего не существует.
Пока чемпиона допекают журналисты, Анна в видимом нетерпении топчется на подходе к микст–зоне. «Ну сколько же можно?» — риторически спрашивает она, ни к кому не обращаясь. А это и есть одна из граней успеха: как только обычный человек становится чемпионом, в этот самый момент он уже принадлежит не только себе, а переходит в разряд общенационального достояния — нужен всем. Необходимо привыкать.
«Тот, кто прямо с детства дружит с небесами, не предаст вовек свою мечту...» Слова этой песни Владислав Гончаров вполне мог бы продолжить, ведь у него тоже, по сути, как и у летчиков, есть одна давняя мечта — высота. Батутист он породистый, такого сразу видно по полету: все элементы делает четко, собранно, вытянут в струнку, наблюдать за исполнением элементов — одно удовольствие. В горниле настоящего мужского спорта Гончаров с 17 лет и уже совсем не мальчик, как это может показаться: пообтерся, пообвыкся — парень бывалый, и в его 20 лет специалисты в один голос называли белоруса одним из главных претендентов на медаль Игр в Рио–де–Жанейро. Делая, впрочем, стандартную оговорку на пресловутое «если». Когда дело касается высококоординационных дисциплин, то в качестве железных и почти непобедимых фаворитов всегда называются китайские спортсмены — они крутят такие элементы ультра–си, что соперничать с ними очень сложно. Но можно. И Влад на протяжении трех лет своих недетских выступлений постоянно пытался это доказать.
В апреле Гончаров уже был в Рио–де–Жанейро и выиграл здесь тестовый квалификационный турнир. Так что Бразилию с полным основанием можно назвать для него страной счастливой. Тогда, правда, ему не пришлось соперничать с китайцами, да и некоторые другие лидеры соревнования пропустили. Кто знает, возможно, теперь они очень об этом жалеют.
В больших прыжках Владислав дебютировал на чемпионате мира–2013. С ходу вышел в финал, но там с волнением не совладал: упал и ограничился восьмым местом. А если открутить жизненную кинопленку еще на десяток лет назад, то мы увидим шестилетнего мальчишку, которого родители за ручку привели в витебскую секцию спортивной гимнастики.
— Буквально через три месяца мне вынесли там приговор — бесперспективный, —– пока Гончаров вспоминает детство, я думаю о том, что тому не очень прозорливому тренеру, пожалуй, нужно сказать спасибо, ведь именно благодаря его неутешительному вердикту мы приобрели чемпиона. — Вроде не хватало гибкости и растяжки. Но я шустрым был, и меня решили попробовать в прыжках на батуте. Так я попал к начинающему тренеру Витебской СДЮШОР № 2 Ольге Власовой, у которой занимаюсь и по сей день. А какому ребенку не понравится прыгать на батуте? Это адреналин, чувство полета — классно!
Фаворитом «хоть убей» в Рио считали летучего китайца Гао Лея, у которого — будто крылья за спиной. Его соотечественник Донг Донг, японец Масаки Ито и россияне Дмитрий Ушаков с Андреем Юдиным дополняли картину основных претендентов на награды. Прорваться к золоту сквозь такой частокол амбиций было делом невероятно сложным, и Влад это прекрасно понимал:
— Если честно, ехал сюда за серебром или бронзой. Но китайские спортсмены дрогнули, и появилось окошко. Верил в себя, долго к этому шел, и упустить шанс было бы очень обидно...
Два года назад после продолжительной болезни скончался на тот момент главный тренер нашей сборной, знаменитый Валерий Вагель. Его воспитанники многократно становились победителями и призерами чемпионатов мира и Европы. И Гончаров, и Горченок успели выступить и немало потренироваться под его началом. А упавшее знамя подобрала Ольга Власова и, как видим, несет его с высоко поднятой головой. В любом случае в этом олимпийском золоте есть немалая заслуга и Валерия Игнатьевича — об этом тоже не будем забывать.
В 20 лет Владислав Гончаров поднялся на самую большую для любого спортсмена высоту.
— Летать не боишься?
На этот банальный вопрос Влад ответил не задумываясь:
— Боюсь. И чем больше летаю, тем больше боюсь.
— А свадьба когда будет?
— Думаю, в следующем году. Пока вернемся в Минск, уже почти осень наступит, холодно. А торжество должно быть жарким...
Она сама подняла себя
Дарья Наумова появилась в микст–зоне обескураженной и, кажется, еще не поверившей до конца, что оказавшаяся на шее увесистая и, чего таить, долгожданная медаль — реальность. В которую 20–летняя спортсменка тем не менее вступила той же уверенной походкой, которой выходила на помост комплекса «Риоцентро». Лучше всего об этом говорят цифры. Поднять без сбоев все шесть попыток в этот вечер не удалось ни чемпионке Йонг Сим Рим, ни ставшей третьей испанке Лидии Валентин Перес, ни кому–либо еще из соперниц. Сама же медалистка ровным, словно не было за плечами этих 258 килограммов, голосом объясняла: «Если бы пришлось, могла поднять еще больше. В толчке так точно была способна замахнуться на 145...» Впрочем, это заявление, доказывающее огромный потенциал спортсменки, в общей суматохе осталось почти незамеченным. Слишком много вопросов накопилось к Даше, до сегодняшнего дня неизвестной подавляющему большинству болельщиков.
Деревенька Потока Могилевской области. Свой домик, небольшое хозяйство, две старшие сестры, выбравшие профессию учителя... Из подобной белорусской пасторали свой путь к высоким пьедесталам начали многие большие чемпионы. Теперь их дорогой проследовала и Дарья Наумова, которая в Рио запросто могла в этот же день принимать поздравления на Олимпийском стадионе, где прописалась в Бразилии королева спорта.
— Я начинала с легкой атлетики: бегала, ядро толкала, участвовала в соревнованиях. Вариантов–то особых не было. Когда выиграла районные соревнования в толкании ядра и стала третьей на области, мне позвонили и пригласили на просмотр. Вскоре я уже училась в Бобруйском УОРе.
— А на тяжелоатлетическом помосте–то как оказалась? Не думаю, что легкоатлеты легко отпустили перспективную толкательницу?
— Точно — не хотели. Я в училище год ядро толкала, за 12 метров были результаты. Потом, правда, застопорились. Меня даже начали считать неперспективной. А мой первый тренер по тяжелой атлетике — Валерий Сезенок — к тому времени уже давно ходил и намекал: дескать, если хочешь попробовать — штанга к твоим услугам. Вот и решила. За компанию с одноклассницами, которые тоже занимались тяжелой атлетикой.
— Неженский спорт, говорят...
— Ой, поначалу мне об этом много говорили. Все подряд. Бросай, дескать, неженское дело... Но я такой человек: решила — буду идти до конца.
Боевая фамилия обязывает
Олимпиада, на которой в один невероятный узел переплетаются люди, амбиции, истории, судьбы, всегда богата на подобные сюжеты. Истории вроде восхождения на вершину пьедестала бразильской дзюдоистки Рафаэлы Силвы, начавшей свой путь из самой «знаменитой» фавелы Рио — воспетого в кинематографе «Города Бога». Могилевские микрорайоны, в одном из которых рос Вадим Стрельцов, при всей своей унылости и однообразности, конечно, мало похожи на бразильские фавелы. Но путь Вадима на вершину спорта все равно был устлан отнюдь не лепестками роз. И в его карьере, как и в жизни Силвы, тоже были моменты, когда будущий чемпион готов был послать к чертям дело всей жизни. Для Стрельцова таким поворотным моментом стала Олимпиада в Пекине. Правда, в отличие от изначально вынужденной выкарабкиваться из социальной ямы бразильянки Стрельцову пришлось вести, возможно, даже более серьезный бой: с самим собой.
По–хорошему, Олимпиада в Пекине должна была стать «его» Играми: в 2006 году только судейская ошибка не позволила Вадиму завоевать титул чемпиона мира. Однако в Пекин молодого и перспективного штангиста повезли, считай, травмированным, и из Китая Стрельцов вернулся с «баранкой». Эта маленькая трагедия тогда осталась незамеченной. Весь мир, затаив дыхание, следил за соперничеством гигантов и поражался нечеловеческому здоровью Лу Йона, дважды переписавшего мировой рекорд в «золотом» сражении с Андреем Рыбаковым. Потом случился титул Арямнова... Стрельцова, не вырвавшего на пекинском помосте даже 170 килограммов, практически забыли и списали. Карьера начала катиться под откос. Едва ли не единственным, кто продолжал в то время верить в потенциал Стрельцова, был Виктор Шершуков. Один из аксакалов белорусского тренерского цеха фактически за уши «вытащил» будущего чемпиона из депрессии и сегодня имеет полное право с гордостью рассказывать о пресловутой тренерской «чуйке»:
— Я в нем никогда не сомневался. Еще в юности у него были такие данные, что большинству лишь позавидовать. Плюс внутренняя жила, которой так не хватает многим физически одаренным ребятам. И даже сейчас я уверен, что потенциала этого спортсмена хватит еще на несколько лет. Возможно, до следующей Олимпиады. И за эту базу следует сказать спасибо всей могилевской школе: Анатолию Лобачеву, Александру Гончарову, Валентину Короткину... Да, у Вадима судьба сложилась непросто, пришлось фактически начинать все сначала. Но сегодня я просто рад, что у нас все получилось!
В категории до 94 кг Стрельцов в Рио проиграл только иранцу Сохрабу Моради. И теперь вправе гордиться не только званием чемпиона мира, но и серебряной медалью Олимпиады.
Водитель автобуса повернул не туда
В субботу в олимпийском «Акватик–центре» в последний раз в своей карьере царил Фелпс. Легендарный американец в составе комбинированной эстафеты 4х100 метров вольным стилем отправился в путь за своей 28–й медалью и, конечно же, добыл ее, поставив золотую точку в своей феноменальной карьере. Дальше — без него. Впрочем, это стало очевидно еще в финале 100–метровки баттерфляем, где Майкла обставил парень из Таиланда, восемь лет назад вешавший на стену портреты Фелпса, мечтая о большой спортивной славе. Время пролетело незаметно, и к былым кумирам оказалось, как всегда, безжалостно. Осень в Рио, увы, настала или еще настанет для очень многих из тех, с кем в последние годы мы привыкли ассоциировать самые громкие и яркие события на мировых аренах.
Александра Герасименя, стартовавшая в бразильском бассейне на два заплыва раньше Фелпса, о намерении завершать карьеру, к счастью, пока не заявила. Однако ее путь к медали Рио не был усыпан розами. Скорее слезами и разочарованиями. Наша сборная по плаванию с треском провалилась на всех дистанциях. Но в субботу еще оставалась последняя — 50 метров вольным стилем у женщин. Герасименя ринулась в последний бой.
Сбить настрой, который, казалось, должен был автоматически сбросить (и сбросил!) полсекунды с итогового результата, не сумел даже водитель автобуса, вместо олимпийского бассейна зачем–то доставивший белоруску и направлявшихся вместе с ней на старт полуфинала британку Франческу Халсалл и датчанку Жанетт Оттесен на стадион «Маракана». Для Оттесен опоздание, из–за которого пришлось на полчаса перенести официальный старт, оказалось роковым: в финал она не попала. Саша пробилась, но ее восьмое время, выжатое, казалось, из последних сил, позволяло надеяться в решающем заплыве только на удачу. Об этом говорил и главный тренер сборной Дмитрий Манцевич, наверняка державший на нашу пловчиху скрещенные пальцы. Не сложись все в ее пользу, Герасимене было бы обиднее вдвойне. У Евгения Цуркина, к примеру, также проигравшего в Бразилии и соперникам, и самому себе, еще одна Олимпиада, скорее всего, будет. Будет ли у Герасимени, которая уже сейчас то и дело оказывается одной из самых возрастных в заплыве, — большой вопрос. И потому за свой последний шанс в финале «вольного полтинника» Саша вцепилась, как никто другой. И она справилась. Правда, медаль бронзовая...
Между Усэйном и Ольгой
Усэйн Болт — король атлетики? За него говорят семь золотых олимпийских наград, последнюю из которых он выиграл уже в Рио. Но! Уж точно королями и королевами легкой атлетики являются марафонцы.
Ольга Мазуренок, которая в Бразилии сумела навязать борьбу маститым африканкам и финишировала пятой на олимпийской дистанции, должна быть отмечена всеми. Никогда прежде наши марафонцы не забирались столь высоко в олимпийских протоколах. Но неоднократно выигрывавшей Всебелорусский кросс на призы нашей газеты бегунье этого явно мало:
— Что тут скажешь... Не везет, так с молодости. В Лондоне на марафоне четвертой стала, а тройку первых принц поздравлял и целовал. Я мимо пролетела. Здесь так медаль хотелось, а на финише все пошло прахом...
— У подавляющего большинства болельщиков несколько иная оценка пятого места на олимпийском марафоне...
— Я рассчитывала... Нет, рассчитывала я только на себя, а вот надеялась на пьедестал. Старалась никому не говорить, но всегда ведь есть какие–то мечты внутри. Очень расстроилась из–за такого финиша. Бежала–то я хорошо, чувствовала себя вполне нормально. Для такой погоды, когда температура за 30 переваливает, результат из 25 минут (Ольга пробежала дистанцию за 2 часа 24 минуты и 48 секунд, лишь 44 секунды уступив победительнице — кенийке Джелагат Джемиме Сумгонг. — Прим. авт.), это вполне неплохо. Скажем так: я сделала все, на что была способна в этот день. Мне тут уже пытаются объяснять, что, дескать, не нужно было выходить вперед, высовываться раньше времени... На самом деле я пыталась действовать по ситуации и просто использовать тот шанс, который мне дала судьба. Перед собой я честна: боролась до конца. А соперницы сегодня были просто сильнее. Я сюда приехала с восьмым результатом в сезоне. Если сравнивать личные рекорды, я вообще молчу. У тех девочек, которые сегодня убежали к пьедесталу, в нынешнем сезоне были результаты в районе 2 часа 19 минут. Что тут можно сказать?
— В прошлом году ты, помнится, стала победительницей на Минском полумарафоне. До него меньше месяца: остались силы повторить?
— Бежать там точно не передумала. Правда, никаких рекордов там не обещаю. Просто с удовольствием поддержу компанию, поприветствую любителей бега... Удастся победить — отлично. Нет — не расстроюсь. Это будет тот случай, когда участие для меня будет важнее победы. А победы, хочется верить, у меня еще будут.
Советская Белоруссия № 156 (25038). Вторник, 16 августа 2016