И уже совсем не удивляет, что в декабре 2022 года впервые в истории ООН против документа, осуждающего нацизм, проголосовал весь Евросоюз. Действительно, сколько можно осуждать то, что поддерживаешь и даже поощряешь. Ведь враги у них сейчас другие. Те, кто спас мир 80 лет назад, кто, казалось тогда, под корень уничтожил нацизм.
«Проблемная недвижимость»
Сегодня наследники фашистов не только крушат в своих странах памятники советскому солдату, но и стараются избавиться от напоминаний о собственных «подвигах» во время Второй мировой войны. Пока пытаются делать это тихо и незаметно, чтобы никто не возмущался. Они и с памятниками так начинали, теперь вон уже ничего не стесняются. А между тем в Германии инвестору, специализирующемуся на «проблемной недвижимости», продали под застройку… территорию бывшего концлагеря. Недвижимость и в самом деле куда уж проблемнее.
Концентрационный лагерь Лангенштейн‑Цвиберге был построен в земле Саксония‑Анхальт как филиал Бухенвальда. Располагался в деревне Лангенштейн, которая в настоящее время вошла в состав города Хальберштадт. С мая 1944 по апрель 1945 года в концлагере содержали более 7000 человек из 38 стран.
Концлагерь Лангенштейн‑Цвиберге.
Заключенных использовали для бурения системы тоннелей в близлежащей горе. За десять месяцев ими было построено почти 10 км галерей площадью 60 000 кв. м. Средняя продолжительность жизни узников составляла шесть недель. Нечеловеческие условия труда, казни и болезни унесли жизни более 4300 человек. Погибших хоронили в братских могилах, каждый день добавляя новый слой или вывозили в крематорий.
По окончании войны территория концлагеря использовалась для нужд Национальной народной армии ГДР, а затем бундесвера. 11 сентября 1949 года на месте братских могил были открыты мемориал и памятная доска. С 1976 года на территории мемориала Лангенштейн‑Цвиберге существовал музей.
Но уже в 1995 году территорию концлагеря продали частному лицу. Тогда покупатель просто безвозмездно передал ее Мемориальному центру. Сейчас у центра возникли финансовые проблемы, и бывший лагерь смерти вновь продали частному инвестору, который пока не объявил, что будет строить на купленной земле. Наиболее вероятным считают превращение территории в жилые кварталы или строительство комплекса офисных зданий.
Правда, в Германии еще остались люди, которые возмущены состоявшейся сделкой и тем, что территория бывшего концлагеря не была куплена правительством земли Саксония‑Анхальт. Само правительство земли отмалчивается, у него явно есть проекты поважнее, чем сохранение памяти о тысячах людей, замученных фашистами на проданной частнику территории.
Будущего нет
И продажа концентрационного лагеря Лангенштейн‑Цвиберге, к сожалению, не первая такая сделка.
Часть мемориала концентрационного лагеря Лангенштейн-Цвиберге.
В прошлом году инвестор из Тюрингии (Германия) подал заявку на постройку коттеджей на месте бывшего концлагеря Бад‑Зульц, через бараки которого во время войны прошли более 42 тысяч пленных разных национальностей. Земельное ведомство по охране памятников высказало свое мнение по поводу сделки: оно «не имеет никаких принципиальных возражений против повторного использования бывших мест преступлений национал‑социалистов». Заявка на строительство уютного жилья для немецких семей, естественно, одобрена.
А территорию концентрационного лагеря Гузен (Австрия) уже застроили — значительную часть занимает жилой комплекс.
Гузен был филиалом концлагеря Маутхаузен, за время его существования через него прошла 71 тысяча узников почти 30 национальностей. Больше половины из них погибли здесь, в лагерных бараках, на месте которых сейчас располагаются комфортные дома австрийских герров и фрау.
Концлагер Гузен, 5 мая 1945 года.
От построек концлагеря осталось немногое, в частности, сохранилась одна из печей крематория. И такое соседство ничуть не смущает ни владельцев жилья, ни инвесторов, продолжающих строительство.
В 1960‑е международные организации бывших узников за свой счет возвели вокруг сохранившейся печи крематория памятник под названием «Мемориал Гузен», который с 1997‑го находится в ведении Австрийской Республики и является частью мемориального комплекса «Концлагерь Маутхаузен». В рекламных буклетах, зазывающих туристов посетить место памяти, написано, что «комплекс призван стимулировать интерес к истории в свете ее значения для настоящего и будущего».
«Лестница смерти» в концлагере Маутхаузен, 1942 год.
Интересно, а какое будущее видят те, кто спокойно живет в местах, где совершались чудовищные преступления, где лежат останки тысяч зверски замученных людей, где освобождавшие концлагеря военные падали в обморок от увиденного? Какого будущего они ждут, спокойно жаря барбекю там, где их деды жгли людей в печах концентрационных лагерей? Видимо, светлого.
Но, как давно сказал кто‑то умный, народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего. Современным наследникам нацистских палачей, цинично старающимся вычеркнуть из памяти Вторую мировую войну, в этом еще предстоит убедиться.
krasovskaya@sb.by