Хищения 14 тысяч литров дизтоплива пресечены правоохранительными органами в сельхозорганизациях Гомельской области за девять месяцев 2022 года. Специалисты Комитета государственного контроля региона рекомендуют уделять гораздо больше внимания вопросу сохранности ГСМ. Выходом из ситуации может стать установка на энергонасыщенной технике системы отслеживания расхода горючего.
— Идет заготовка кормов. Смотрим на результат: закладываем в день 120 тонн зеленой массы, хотя при имеющихся мощностях нужно не меньше 300. Начинаем разбираться, и оказывается, что механизатор в день работал всего четыре часа вместо восьми.
Технику заправляли полностью, а производительность получали крайне низкую. Поведение привыкших к отсутствию контроля сотрудников сразу обратило на себя внимание. Однажды произошел и вовсе вопиющий случай: работник шел навстречу новому начальству с полной канистрой, искренне не понимая, почему не может взять в родном хозяйстве «немного солярки»!
Вопрос расходования ГСМ и трудового времени был взят под жесткий контроль. Алексей Петрович подводит нас к кормоуборочному комбайну КВК-800, который в августе обзавелся современной системой. Снаружи изменений не видно, все составные части спрятаны внутри: в баке установлены специальные датчики, регистрирующие расход топлива, а GPS отслеживает перемещения транспортного средства.
— Информацию в режиме реального времени фиксирует специальная программа, — директор открывает ее на телефоне. — Мы видим все передвижения техники: кто, на каком поле и сколько времени работает. А датчик показывает, как тратится топливо. Любой резкий слив тут же отображается в таблице.
Бывают и курьезные случаи. Как-то одному из транспортных средств предприятия не хватило горючего на длинный перегон, и с разрешения начальства с ним поделился КВК-800. Тут же позвонили специалисты обслуживающей организации: «У вас на М5 топливо воруют!»
Пользу от работы системы увидели сразу, приводит цифры Алексей Михальцов:
— В мае шла заготовка кормов. За десять дней получили 2,5 тысячи тонн сенажа. А за десять дней августа при том же объеме заправленного топлива заготовили уже 3100 тонн. Установка обошлась нам в 580 рублей, окупилась уже через месяц! На следующий день после введения новых правил один из механизаторов написал заявление об уходе по собственному желанию. Путевые листы сейчас подписывает исключительно диспетчер, который следит за фактическим количеством отработанного времени и объемом работы.Сейчас в хозяйстве установлены две такие системы контроля, к началу сезона планируют оснастить ими всю энергонасыщенную технику. А Комитет госконтроля выступил с предложением внедрить подобную практику на всех сельскохозяйственных предприятиях региона. Результат не заставит себя долго ждать.
valchenko@sb.by