Неразбериха в названиях, старинный парк и лампадки на могилах времен Первой мировой войны: чем живет необычная деревушка под Пинском

Отдохнем в Дубае

В Пинском районе есть деревня. Ее называют по-разному: Дубой, Дубае, Дубое и даже Дубай. История деревни — невероятная мозаика: православный монастырь, униаты, иезуиты, 460-летний дуб, французский парк, Радзивиллы, Куженецкие, сражения Первой мировой войны, православный и католический святые Афанасий Филиппович и Андрей Боболя. Историческая роскошь здесь накапливалась веками, пластами, словно полесские болота. Корреспондент «Р» отправился на Пинщину, чтобы заглянуть в прошлое и познакомиться с нынешними жителями удивительного Дубоя.


Поеду бабушку проведать

— За время работы в местном ФАПе я слышал самые разные версии названия деревни, — с фельдшером Андреем Брашевцом едем по дороге, связывающей Молотковичи и Дубое. — Мы между собой называем деревню Дубай. Как город в ОАЭ. Мол, поеду в Дубай на отдых, а заодно бабушек-дедушек проведаю. Хотя отдыхать, конечно же, не приходится. Работы всегда невпроворот. 
Анна-Мария ВЫДЖГА...

Андрей в медицине четверть века. Последние полтора года работает в Молотковичской амбулатории. В Дубое он навестит стариков, которым нужно уделить особое внимание.

Римме Петровне Близнюк 81 год. В ее доме идеальный порядок. На стенах, на столе — фотографии. «У меня уже восемь правнуков, представляете?» — комментирует бабушка. Фельдшер уточняет, принимает ли она назначенные препараты:

— Як не забуду, то выпью! 

— Вам забывать нельзя. Каждый день — шесть таблеток. Положите их на стул возле дивана, тогда точно не забудете. 

В целлофановом пакетике — «сердечная» аптечка. Фельдшер изучает ее содержимое, расспрашивает, как, что и когда принимает Римма Петровна. Затем измеряет давление. В норме. Бабушка благодарит за визит:

— У нас доктор хороший. Придет, расспросит, все выяснит. Внимательный. Так что жаловаться не на что. 

Следующий пациент — Муза Лазаренко. Недавно она заболела бронхитом. Врач назначил лечение. Нужно проведать, выяснить, идет ли больная на поправку.

Муза Альбиновна гостей встречает с улыбкой:

— А у меня как раз сегодня день рождения! 84 года как-никак… 

По преступности — профилактикой
 ...и основанная ею сельскохозяйственная школа.

У милиционеров в Дубое свои заботы. Вместе с сотрудником Пинского РОВД Валентином Письменниковым и председателем Дубойского сельисполкома Галиной Фабишевской навещаем одиноких стариков. Они запросто могут стать жертвами мошенников и прочих злоумышленников. Нужно выяснить, все ли у сельчан в порядке и нужна ли помощь сотрудников милиции и местных властей. Валентин Письменников объясняет важность рейда:

— Старикам нужно периодически рассказывать о том, как защитить себя и свое имущество от злоумышленников. Эта работа приносит результат. На территории сельсовета на протяжении длительного времени не фиксируются случаи мошенничества, краж и так далее. 

Председатель сельисполкома добавляет:

— Каждый месяц мы проводим единые дни информирования. Представители различных ведомств посещают сельчан, рассказывают, как сделать свою жизнь безопаснее. Люди прислушиваются…

С чего начинался Дубой

Владимир Фабишевский — хранитель истории деревни. Он родился в Гродненской области, на Полесье переехал в 1982 году. Богатая история деревни его увлекла. Он открыл агроусадьбу и рассказывает туристам все то, что ему удалось узнать.

Костел в Дубое. Скоро здесь начнутся восстановительные работы.

— Так как же правильно называется деревня? — задаю вопрос краеведу.

— Неразбериха у нас с этим названием. Гидроузел — «Дубой», сельсовет Дубойский, а многие называют деревню Дубаи. Такой же указатель установлен на въезде. Но правильный вариант — все же Дубой. 

Владимир раскладывает на столе альбомы с фотографиями, папки с документами. И начинает рассказ:

— Впервые Дубой упоминается в 1498 году, когда пинская княгиня Марья Семенова передала конюшему Сенько Дмитровичу четыре дворища. В 1598-м имением владел Ян Попов, затем — Огинские, Радзивиллы. В середине 1630-х годов канцлер литовский, староста пинский Альбрехт Радзивилл подарил имение пинским иезуитам, которые использовали его как летнюю резиденцию. Здесь же иезуиты основали приют для сирот и заложили усадьбу.

После 1773 года Дубой становится собственностью Куженецких. Они сумели превратить усадьбу в блистательную резиденцию, которая включала дворец, каплицу, парк, пруды с фонтанами, каналы и оранжереи. Именно ее увековечил на своей гравюре Наполеон Орда.

— Следующим владельцем усадьбы стал варшавский промышленник Карл Шленкер, — продолжает Владимир Фабишевский. — Одна из его дочерей, Анна-Мария Выджга, вышла замуж и обосновалась в Дубое. С 1904 по 1935 год в ее судьбе произошло много различных событий: строительство спиртзавода в Броднице, смерть единственной дочери, появление приемного сына Станислава, создание сельскохозяйственной школы… 

Пинский Версаль и последний приют

С Владимиром Фабишевским идем через старый парк. Он до сих пор сохранился. Правда, больше напоминает лес, но видны каналы, пруды, опоры, на которых когда-то лежали мостики. 

Владимир ФАБИШЕВСКИЙ.

— Дубой называли пинским Версалем, поскольку парк создавался по образцам французского архитектора Ленотра, — объясняет краевед. — На одной оси находились въездная брама и пруд, в котором отражался закат. Обрати внимание, все старые деревья стоят на удалении от канала, чтобы листва не засоряла водную систему. 

На краю парка — деревянный крест. До 1636 года на этом месте находился мужской православный монастырь. Каждый год священники приезжают сюда, чтобы почтить память святого Афанасия Брестского, который провел в монастыре четыре года. 

Не сохранился и усадебный дом — перед отступлением взорвали нацисты. Говорят, в годы войны в нем располагалась разведывательная школа абвера. 

Через несколько минут мы выходим на кладбище времен Первой мировой войны. Здесь под вековыми деревьями покоятся непримиримые враги. Владимир Фабишевский убирает снег с надмогильного камня. Читает надпись: «Тальковский, младший командный состав немецкой армии». Несколько лет назад сюда приезжали потомки этого солдата. Оставили на могиле лампадку». На другой плите сохранилась такая надпись: «Солдат армии немецкой, 7 корпус, регистрация смерти — 343, дата — 17.01.1916». На кладбище есть могила, в которой покоятся семь неизвестных солдат российской армии. Сохранились захоронения неизвестных солдат неизвестной армии. 

В годы Первой мировой войны в усадебном доме находился военный госпиталь. Сюда свозили раненых. Тех, кто умирал от ран, хоронили здесь. Видимо, военную принадлежность нескольких солдат определить не удалось… 

Покровительницы деревни

После Первой мировой войны Анна-Мария Выджга основала в усадьбе сельскохозяйственную школу и назвала ее именем умершей дочери Янины. Ученики изучали многие дисциплины. В том числе рыбоводство и пчеловодство. Животноводство и общее хозяйство преподавал известный польский селекционер Роман Прусский. В 1939 году его сослали в Сибирь, а затем он попал в английский легион. Участвовал в штурме Монте-Кассино, воевал в Северной Африке. В 1980 году с приемным сыном Анны-Марии Выджги Станиславом, будучи в преклонных годах, они приезжали в Дубой…

Фельдшер Андрей БРАШЕВЕЦ и Муза ЛАЗАРЕНКО.

Владимир Фабишевский показывает копию свидетельства об окончании «школы рольничей», выданное в 1930 году Василю Лущицкому:

— Я знал этого человека. Он работал на гидроузле. Там же, кстати, работал его сын, а сейчас трудится внук. Такая вот семейная династия… 

Недалеко от военного кладбища — старый дом. Здесь жили трое наставников сельскохозяйственной школы:

— Всего в школе было четыре преподавателя, — рассказывает краевед. — Но одна из них — коренная немка — вышла замуж за местного мужика и осталась в деревне. В годы войны она спасла многих людей. Когда нацисты собирались расстреливать семьи партизан, она шла к офицерам, и под ее слово людей отпускали.

Жемчужина Дубоя

С Владимиром Фабишевским заходим в небольшой костел. Его построили во второй половине XVIII века. Недавно храм передали Пинской католической епархии. Восстановительные работы начнутся весной. 

Валентин ПИСЬМЕННИКОВ и председатель Дубойского сельисполкома проведали самую возрастную жительницу Дубоя Ксению ЖУКОВЕЦ.

Внутреннее убранство храма не сохранилось. Фрески — под плотным слоем побелки. В подвале — склеп. Кто и когда там был похоронен — неизвестно. 

У стены стоит деревянное распятие. Краевед рассказывает историю:

— Иконостас уничтожили, а распятие выбросили в пруд. Одна из местных жительниц его достала, спрятала, сохранила. Перед смертью позвала меня и передала этот крест… 

В 1956 году в закрестье храма поставили дизельный генератор, сделали радиоузел. Здесь до сих пор явно ощущается запах мазута. В центральной части костела была почта. 

— Первая в Дубое электрическая лампочка появилась именно на почте. Начальник отделения мне рассказывал, что люди приходили и просили включить свет. Хотели просто посмотреть на это чудо…

losich@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter