Картинка с натуры: полуторагодовалая девочка, еще толком не умеющая говорить, ловко заходит в Ютуб на смартфоне, пролистывает детские каналы и сама выбирает свой любимый мультик. Кажется, современные дети с пеленок знают, как пользоваться гаджетами. И хорошо, если родители в это время хотя бы одним глазом поглядывают, что да как. Чаще всего бывает совсем наоборот: сунут малышу в руки планшет или посадят перед телевизором — и вроде бы занят ребенок.
— Не случайно психологи сегодня говорят о таком понятии, как экранизация, — рассказывает доцент кафедры общей и детской психологии БГПУ Людмила Финькевич. — Смартфоны, планшеты, компьютер, телевизор — все это стало огромной частью жизни и важным проводником на пути к познанию окружающего мира. Многочисленные исследования давно доказали: информация с экрана обладает чрезвычайной силой внушения и воспринимается дошкольниками как истина, самостоятельно анализировать которую они еще не способны в силу возраста. Рядом должен быть взрослый, который бы не только проконтролировал, чтобы на глаза ребенку не попалось лишнее, но и доходчиво объяснил происходящее на экране.
Людмила Финькевич
Важно понимать, как в определенном возрасте ребенок воспринимает информацию. До 3 лет детей завораживают лишь яркие необычные образы и предметы, передвигающиеся по экрану, громкие и непривычные звуки. Улавливать сюжет и воспринимать мультик целостно малыш еще не способен, и если спросить, о чем он, просто назовет самый запомнившийся момент. Что посмотреть в таком возрасте?— Развивающие мультики, — считает Людмила Финькевич. — Где очень простое действие, песенки, понятные ребенку образы. В таких мультфильмах у малыша есть возможность не просто следить за сменяющейся картинкой, но и повторять за персонажами несложные действия (похлопать в ладоши, собрать пирамидку), учить цвета, цифры и буквы, находить вслед за героями предметы на экране. Кроме того, здесь уже в очень доступной форме учат хорошему. Например, как важно делиться с друзьями, играть вместе, помогать близким.
С годами ребенок, конечно же, начинает смотреть мультики более осмысленно. По ярким деталям уже идентифицирует персонажей, следит за их действиями. Однако мера осознанности еще не развита в силу возраста: просто повторяет то, что увидел на экране, не понимая, что такое хорошо и что такое плохо. Причем дети подражают тому герою, который произвел на них более сильное впечатление. И не всегда это положительный персонаж.
— Конечно, во многих «правильных» мультиках всегда прослеживается достаточно четкое разделение положительного и отрицательного, с обязательным поучительным моментом, почему некоторые вещи делать нельзя, — объясняет Людмила Владимировна. — Но дети в таком возрасте самостоятельно не способны в полной мере понимать и разделять доброе и плохое. И никогда не знаешь, какой момент из мультфильма произведет на ребенка большее впечатление. Рядом должен быть взрослый, в общении с которым и проясняется поведение героев, почему один поступок хорош, а другой — нет. К примеру, если мышка из мультфильма «Том и Джерри» подставила подножку коту, а тот смешно упал, ребенок сочтет это забавным. А на самом деле? Мы должны учить детей по мультфильму вечным истинам добра и зла точно так же, как учим их цветам, буквам и цифрам.
Самыми полезными для младших дошкольников психологи считают мультфильмы с реалистичным сюжетом, доступные детскому пониманию. Хороший пример — советские мультики. В них показывается нормальная для ребенка картина мира: животные похожи на настоящих (а ведь далеко не все дети, спроси у них, кто же такие смешарики или Лунтик, смогут объяснить), плохой герой интуитивно улавливается по внешнему виду, манере поведения, подается в юмористической форме. А в конце — обязательный поучительный момент, персонаж легко перевоспитывается и говорит: «Я больше так не буду». Это маленькие притчи, которые очень понятны ребенку.
Конечно, следить за озорством Маши, которая всякий раз испытывает терпение Медведя своими шалостями, куда интереснее. И ребенок в 3 — 4 года воспринимает все Машины выкрутасы как «вредные советы», копируя ее поведение. Другое дело, если рядом будет сидеть папа или мама и объяснять, что в этот момент чувствует Мишка, как его расстраивает поведение девочки и как ему нелегко бывает справляться со всеми ее выкрутасами.
— Для ребенка в любом возрасте важен момент соприсутствия родителя, когда взрослый разделяет с ним его переживания, — считает Людмила Финькевич. — Благодаря этому удовлетворяется потребность детей в эмоциональном контакте, безопасности, поддержке. Это те связи, которые сближают, путь к сопониманию. Ведь наши отношения основываются на совместных переживаниях, не имея таких, люди постепенно отдаляются друг от друга. Потом многие родители удивляются, почему их ребенок–подросток очень скрытный и не делится своими чувствами. А ведь все начинается с раннего детства.
ЦИФРЫ «СБ»
В БГПУ есть немало интересных исследований, которые проводили в разные годы слушатели кафедры общей и детской психологии. Скажем, в одном из исследовательских проектов было проведено анкетирование 25 родителей дошкольников. Больше половины заявили, что дети сами выбирают, что им смотреть. 18% смотрели телевизор каждый день, а 55% — мультфильмы без родителей. Лишь 12 мам и пап обсуждали с ребенком передачи после просмотра, 10 человек — иногда, 3 — вообще никогда.
КСТАТИ
38–я серия мультика «Покемоны» получила известность по всему миру из–за того, что 685 японских детей были госпитализированы после ее просмотра с симптомами, напоминающими эпилептический припадок. Ближе к концу серии по сюжету произошел взрыв, а на экране очень быстро и ярко сменялись два контрастных цвета — синий и красный. После этой сцены дети стали жаловаться на нечеткость зрения, головную боль, головокружение и тошноту, а у некоторых случились судороги и конвульсии, они жаловались на слепоту и теряли сознание. Другая скандальная история произошла с «Телепузиками», когда Сара Грэм, бывший продюсер канала Children’s BBC, созналась: эти и другие программы были придуманы под воздействием... галлюциногенов.
savitskaya@sb.by