Самый знаменитый «егерь» России Виктор Бычков — о людях и ролях

Оптика его жизни

Немногословный философ Кузьмич в культовом фильме «Особенности национальной охоты» стал совершенно новым комичным образом нашего кино. Виктор Бычков признается: после премьеры фильма известность на него не то что свалилась, а постепенно накатывала волной. Впрочем, подобным волнам он не позволяет накрыть себя с головой. Поэтому — совершенно не звездный, простой и открытый монолог популярного актера о жизни и о себе.

Виктор Бычков: Роль Кузьмича режиссер Александр Рогожкин писал специально для меня.
АНДРЕЙ ФЕДЕЧКО

Пока достаешь очки

Между хорошим человеком и хорошим профессионалом я выберу хорошего человека. Быть хорошим человеком — это намного больше, чем профессия. Понимаете, с возрастом жизненная оптика становится более четкой. С годами все чаще достаешь очки, и пока ты их достаешь, у тебя есть время подумать. Это как четки для восточного человека: пока перебираешь — думаешь, взвешиваешь. Я понял одну простую истину: в жизни очень много зависит от обстоятельств. В нынешних обстоятельствах многие слова поменяли смысл.

Возраст? Иногда его принимать трудно, иногда нет. Бывает, что мне нравится мой возраст. Становлюсь сентиментальней, иногда хочется поплакать. Что есть у возраста хорошего? Ты можешь кому-то помочь. Ты начинаешь понимать фразу «Когда деревья были большими», только когда вырастешь. По-другому никак. С возрастом ты можешь подсказать — у тебя есть уже опыт.

Я застал еще время, когда люди ночами стояли в очереди у кассы Театра имени Ленсовета, чтобы купить билет на спектакль, где играла Алиса Бруновна Фрейндлих. Я это видел собственными глазами. Но я застал и увядание этого театра: когда Алиса Бруновна ушла из него, то его главреж и ее бывший муж Игорь Владимиров на подсознании искал среди артисток новую Алису. А ее не было и не будет.

...Часто слышим слово «менталитет». Что только под него не подгоняют! По мне менталитет — это, по Чехову, когда каждый день по капле выдавливаешь из себя раба. Кристаллизуешься, становишься сложным, но интересным для себя человеком. Поэтому и не теряешь интерес к жизни. А если ты утвердился и закостенел, что в этом хорошего? Примечательно, что эти «рабские капли» с годами становятся все крупнее, и выдавливать их из себя становится легче.

Хронический крест

Был период в моей жизни, когда я был игроманом, у меня не было семьи, я через игру пытался получить некую значимость. А это же болезнь! Тяжелая, хроническая болезнь. Вслух не могу даже произнести, сколько денег в казино просаживал. Даже в американском Лас-Вегасе играл.

Чем страшны зависимости, такие как алкоголизм, наркомания и игромания? Ты теряешь объективную оценку в отношении себя, теряешь реалии жизни. Допускаешь к себе людей, сближаться с которыми нельзя. Я это все знал, на подсознании чувствовал и очень страдал от этого, и мама моя тоже очень от этого страдала. Полина, моя жена, как-то мне сказала: «Если ты меня любишь, брось играть, пожалуйста». Я месяц не играл, она говорит: «Витя, что ты хочешь?» Я сказал: «Компьютер». Купили. С той поры я не играю.

Но это не говорит, что я полностью освободился от зависимости. Ты всю жизнь несешь тяжкий крест хронического заболевания и всю жизнь идешь по минному полю.

Талантам надо помогать

Вы даже не представляете, сколько талантливейших актеров живет в провинции! Их дальше этой самой провинции никто и не узнает. Я раньше не понимал фразу «талантам надо помогать». А с возрастом понял, обязательно надо помогать.

А вот меня нашел режиссер Александр Владимирович Рогожкин. Я всю жизнь благодарен случаю, который помог исправить мои тридцать две ошибки в сочинении, когда я поступал в институт. Когда Рогожкин предложил мне играть Кузьмича, его отговаривали. Говорили: «Бычков такой строптивый, он такой трибун, все на баррикады норовит». А он писал роль Кузьмича специально для меня. После картины «Особенности национальной охоты» я не проснулся знаменитым. Это Леша Булдаков проснулся знаменитым. А меня даже не узнавали. Узнаваемость после «Охоты» пришла постепенно, плавно как-то.

По иным законам

Был период, когда я часто ездил из Петербурга в Москву и назад на «Красной стреле», тогда еще никаких скоростных «Сапсанов» не было. Мне платили суточные, и я на них мог зайти в ресторан: взять сто граммов водки, солянку, салат из капусты и кусочек черного хлеба. Что я и делал.

Как-то я пришел — все места заняты, слышу, меня окликает молодой человек: «Виктор Николаевич, садитесь ко мне за столик. Здесь место есть». Я сел, поблагодарил его, сделал свой традиционный заказ. Ему принесли раньше, он мне налил и тут же говорит: «Ну, Витек, давай выпьем...» Потом принесли мне, я ему налил. Он мне все «ты» да «ты». Я закончил трапезу, расплатился, заказал еще графинчик водки. Принесли, я ставлю перед ним и говорю: «А это вам». И пошел. Он изменился в лице и тут же говорит: «Виктор Николаевич, ну куда же вы?» Есть люди, которые такими законами тюрьмы тебя проверяют.

...Вспомнил сейчас фильм «Кукушка». Как он появился? Как-то в Финляндии я сказал актеру Вилле Хаапасало: «Давай напишем пьесу о людях, зажатых обстоятельствами». Поговорили, но ничего не написали. Прошло время, мы пришли к Александру Владимировичу Рогожкину и рассказали ему о нашей задумке. Мы выпивали, хорошо разговаривали, а через три дня Рогожкин написал сценарий. Вот так начиналась картина «Кукушка». И он нас с Вилле позвал в этот фильм сниматься. Рогожкин никогда не предавал, он очень целостный человек. Я играл, а он мне говорил: «Вить, это близко к Кузьмичу...», и я сбавлял.

Актеры — они же как дети, мы порой ярко делаем то, что нам правильно объясняют. Александр Владимирович нам с Вилле давал возможность играть каждую сцену по единственному дублю. Неправильно сыграл — в корзину. Было очень жестко. Кстати, я заметил: у пьющего получается яркая краска, но одна. А у непьющего красок целая палитра.

О дружбе

Мой Вилле Хаапасало? Нас познакомил Рогожкин, по работе мы с ним очень даже сошлись. Мне казалось, что это дружба. Ведь когда ты очаровываешься человеком, то многое не замечаешь. Он десять лет ночевал в моей квартире, я уступал ему свою постель, а сам спал на полу. Вот такие у нас с ним были отношения.

Но когда с моей женой Полиной случился инсульт, он даже не позвонил. Я сказал это для того, чтобы вы поняли, а не для того, чтобы показать обиду.

Я посчитал это моментом предательства и отошел от него. Когда мы с ним расставались, я сказал, что в моем понимании дружба — это когда все пополам, а этого не было. Полина мне объяснила потом, что мой Вилле — это образ, который я сам себе придумал. Вот и все.

Я Полине благодарен за все. За любовь, за то, что я живой. Когда ее не было, я губил свою жизнь. Только благодаря Полине я стал другим человеком. Это она меня, другого, открыла. Три года я живу совершенно в других обстоятельствах, моя жена в инвалидной коляске после инсульта, и я думаю в большей степени о ней, а не о себе.

Про Беларусь и маму

Беларусь для меня — это коллектив «Песняры», с ними я выступал на одном концерте, на одной сцене. Беларусь — это изумительный гид, который провел для меня экскурсию по Брестской крепости. Я не помню его имя, а экскурсию запомнил. Это было до дрожи, до самого настоящего потрясения. Белорусы — открытые, красивые, интеллигентные люди. У белорусов несколько культур слилось очень гармонично. Там интеллигенция в самом высоком смысле этого слова.

Мама моя, Раиса Андреевна Бычкова... Я могу у нее на могиле похвастаться чем-то хорошим. Про не очень хорошее пытаюсь ей объяснить. Мне кажется порой, что она сидит там, в своем далеке на скамеечке, в платочке. Если у меня все хорошо, то она гордая за меня. Если у меня что-то не очень хорошо, она печалится. Я это никогда не забываю и стараюсь, чтобы и на том свете она за меня меньше печалилась.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Виктор Бычков — актер, лауреат Государственной премии РФ. Родился в 1954 году в Ленинграде. Первую роль сыграл в пионерском лагере. Известность к артисту пришла после роли егеря Кузьмича в картинах «Особенности национальной охоты» и «Особенности национальной рыбалки». Снялся в 96 фильмах, сыграл десятки ролей на театральной сцене. Женат третьим браком. Отец четверых детей.

Александр Ярошенко

yaroshenko68@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter