Учащиеся Опсовской средней школы Иван Мацук, Дарья Сайдак, Маргарита Чиркун и Александр Борткевич.
Такие профильные классы открыты в шести школах района: первой городской, Ахремовской, Видзовской, Друйской, Слободковской и Опсовской. На форум приехали около 70 учащихся, рассказала директор Опсовской средней школы Светлана Курбан.
— Наше учебное заведение — районный ресурсный центр для развития профильного образования в классах аграрной направленности, — пояснила Светлана Александровна. — Создано две агрогруппы: в 10-м классе десять человек, в 11-м — шесть. Ребята изучают физику, математику, химию и биологию, необходимые для поступления в аграрные вузы, на углубленном уровне. Кроме того, два часа в неделю посещают спецкурс «Введение в аграрные профессии».
Примечательно, что учатся там ребята не только из Опсы, но и из соседних агрогородков Погощи, Вайнюнцы, деревни Адымянишки и других. Некоторые из них собираются поступать в Витебскую государственную академию ветеринарной медицины.
— Как правило, агрогруппы создаем каждый год, — отмечает директор. — Идея хорошая, но родители пока изучают возможность использовать при поступлении целевое направление. Разъясняем, почему это выгодно. Среди сельских детей немало мотивированных, многие любят животных, в основном интересуются ветеринарными профессиями (кстати, востребованы в нашей области).
Целью агрофорума, собравшего учащихся со всего района, как раз и было рассказать о профессиях в сфере АПК. Будущие выпускники спрашивали о средней зарплате в сельском хозяйстве, льготах для молодых специалистов. Во время открытой диалоговой площадки с участием компетентных спикеров — представителей отдела по образованию, райсельхозпрода, СПК «Маяк Браславский» и Видзовского колледжа они получили подробные ответы.
На снимке: Александр Артимович, Вероника Сапун, Игорь Орех, Владислав Королевич, Елизавета Мушатенко и Максим Морозов.
В аграрном классе Ахремовской средней школы шесть одиннадцатиклассников, рассказала заместитель директора по основной деятельности Раиса Матуль, все местные.
— На форуме мы выделялись формой, с ней помогло местное предприятие — торфобрикетный завод, — поделилась Раиса Серафимовна. — Участвуем в проекте «Школа — территория здоровья»: наводим порядок и красоту, благоустраиваем территорию учебного заведения. Задействованы все ребята, в том числе одиннадцатиклассники.
К форуму агроклассов, к примеру, ученики Слободковской средней школы подготовились с энтузиазмом. Как и другие участники, презентовали наработки, соревновались в конкурсах. На форуме наградили победителей конкурса «Агромир» (творческие работы на аграрную тематику) и олимпиады «Агрополия». В самой Опсе ребята прошли агроквест, а на конкурсе «Агроплюс» представили профессии, связанные с селом: агроном, ландшафтный дизайнер, ветеринар... Каждая школа сшила костюм «Агромодель», и дети организовали дефиле.
Ученики Видзовской средней школы на форуме представляли профессию агронома.
— У нас открылся «аграрный» 10-й класс, в нем 13 учеников, — поделилась заместитель директора по воспитательной работе Анна Балико. — В основном ребята нацелены получить высшее образование, многие после 9-го класса также выбирают Видзовский государственный колледж, где есть аграрные специальности. Ориентировать на сельское хозяйство стоит обязательно, потому что предприятиям нужны работники. Не всем же идти в IT-сферу, а агровузы доступны. Кроме того, можно взять в райисполкоме целевое направление и поступить вне конкурса. Это дает дополнительные преимущества. Главное — создавать для молодежи условия на первом рабочем месте.
Учитель белорусского языка и литературы, классный руководитель 11-го класса Слободковской средней школы Жанна Дударенок отметила, что в их учебном заведении в этом году шесть выпускников оканчивают класс с аграрной специализацией. Пока не все определились с вузом. Например, мальчиков интересуют специальности инженера-механика, строителя, работа в силовых ведомствах, возможно, кто-то выберет и аграрную сферу. Привлекать в профессию нужно с детства, поэтому и название для форума в Опсе говорящее: «За молодежью — будущее!».
КОМПЕТЕНТНО
Решение о создании классов, где изучают отдельные учебные предметы на повышенном уровне и проводят факультативные занятия, содержание которых связано с аграрной деятельностью, приняли на совместной коллегии Минсельхозпрода и Министерства образования в декабре 2017-го. Главные цели — кадровое обеспечение сельхозорганизаций республики квалифицированными специалистами и повышение престижа сельскохозяйственных профессий у молодежи. В этом учебном году в учреждениях общего среднего образования 649 профильных классов (групп) аграрной направленности, в которых 4568 учащихся 10—11-х классов, рассказал начальник главного управления образования, науки и кадровой политики Министерства сельского хозяйства и продовольствия Владимир Самсонович:
— Из них 1992 выпускника. В Брестской области таких групп и классов 31, Витебской — 93, Гомельской — 24, Гродненской — 44, Минской — 55, Могилевской — 48. Всего их 295. Из 354 10-х классов с 2576 учащимися 39 открыто на Брестчине, 92 — на Витебщине, 44 — на Гомельщине, 40 — на Гродненщине, 73 — на Минщине, 66 — на Могилевщине.
По мнению Владимира Самсоновича, это очень важное направление профориентационной работы, так как аграрные классы дают возможность ребятам определиться с выбором профессии. Они имеют представление о сельском хозяйстве уже со школьной скамьи, понимают его важность для экономики страны, узнают о его проблемах и задачах.
— На конкретных предприятиях показываем, как производят продукцию АПК, — отмечает специалист. — Школьники узнают о возможностях становления и роста в профессии. Главное — в дальнейшем сделают осознанный выбор. Такие ребята лучше закрепляются в сельхозпроизводстве. Наниматель в свою очередь может подобрать будущего специалиста, участвовать в его подготовке, дать целевое направление. И за время, пока агроном или ветеринар учится, помочь решить социальные вопросы, в том числе с жильем. Это перспективное планирование кадровых вопросов, видение молодых специалистов в перспективе. Подчеркну, у выпускников таких классов значительные преимущества: поступление в профильные вузы без экзаменов на условиях целевой подготовки, по собеседованию.
В БГАТУ нам рассказали, что вуз сотрудничает с 602 агроклассами и группами в 437 школах. Поступать в университет без вступительных испытаний могут абитуриенты на условиях целевой подготовки по специальностям: «техническое обеспечение производства сельскохозяйственной продукции», «техническое обеспечение хранения и переработки сельскохозяйственной продукции», «охрана труда на производстве», «технический сервис в агропромышленном комплексе», «энергетическое обеспечение сельского хозяйства», «агробизнес». Выпускники агроклассов, прошедшие собеседование в БГАТУ, зачисляются по целевому конкурсу в первую очередь (при наличии в документе об образовании отметок не ниже 7 (семи) баллов по профильным учебным предметам (математика, физика — для инженерных специальностей; математика, иностранный язык — для специальности «агробизнес»)). Для остальных целевиков ограничительных требований по отметкам в аттестате и среднему баллу нет.
ГГАУ в этом учебном году сотрудничает с 57 школами. Там занимается более 629 учеников 10–11-х классов, рассказала специалист факультета довузовской подготовки Гродненского государственного аграрного университета Марина Лавыш. Кроме того, есть те, кто посещает факультатив в обычных классах.
yasko@sb.by
Фото Вячеслава КОЛОДЫНСКОГО.