В этом году БГПУ выпустит 705 молодых специалистов
Рычать как тигр
Занимая место в аудитории, где пройдет распределение студентов Института инклюзивного образования, Ксения ощущает небольшую тревогу. Место будущей работы ей уже известно: в августе она придет дефектологом в детский сад № 146 Минска. Но осознание, что до выпускного остается всего ничего, вызывает легкую печаль. Четверокурсница пришла в педагогику по примеру мамы и, находясь на пороге окончания университета, уверена, что сделала правильный выбор:– Впереди знакомство с новым коллективом, встреча с детьми. Очень надеюсь, что получится стать для ребят другом. Крайне важна и работа с родителями: они должны быть заинтересованы в успехах своего ребенка, а я всего лишь помощник на пути к хорошему результату.
С родным вузом Ксения не намерена прощаться и после получения диплома:
– Планирую поступать в магистратуру. Хочу продолжать развиваться в своей сфере и расцениваю вторую ступень высшего образования как точку профессионального роста.
Первой из группы будущих логопедов комиссия пригласила на беседу Дарью Бибик. На выпускном курсе она пришла работать в детский сад № 471 Минска, туда же и распределилась. В школьные годы поступить на специальность «логопедия» было заветной мечтой Даши. Получив 350 баллов – это результат ЦТ плюс средняя отметка аттестата (кстати, в год поступления она стала вторым по количеству баллов абитуриентом в вузе), девушка достигла желаемого. Теперь у Даши новая цель – стать специалистом высокого уровня:
– Поэтому на четвертом курсе и пошла работать, хотела набраться опыта. Занимаюсь с группой детей, имеющих нарушения речи.
Многие думают, что логопед помогает избавиться от картавости и заикания. Но задач, которые решает специалист, намного больше, поясняет студентка:
– Занимаемся постановкой звуков, голоса и дыхания, работаем с нарушениями мышечного тонуса и над его нормализацией, акцентируем внимание и на развернутости речевого высказывания: учимся подбирать синонимы и антонимы, насыщаем речь эпитетами.
Занятия для маленьких непосед Даша проводит в игровой форме. Вот только развлечение лишь оболочка, внутри которой заложено упражнение:
– Например, говорю детям: «Сейчас будем играть в догонялки». Только делаю оговорку, что в это время им нужно рычать, как тигр: «Р-р-р».
Возможно ли исправить произношение во взрослом возрасте? Без пяти минут логопед дает положительный ответ:
– Конечно, когда стереотип речи сформирован, будет гораздо сложнее. Но, если есть желание, все вполне реально.
Ближе к природе
В этом году Институт инклюзивного образования распределил 97 студентов, описывает ситуацию директор Вера Хитрюк:– 33 из них с договорами целевой подготовки, 13 – выпускники педагогических классов, распределению подлежат двое заочников. С просьбой о предоставлении первого рабочего места обратились и двое студенток с платной формы обучения.
Одна из платниц – Ксения Невмержицкая. Минчанка отправится работать в Руденский детский сад Пуховичского района. Почему решилась на два года сменить знакомый город на поселок? Студентка размышляет:
– В Минске большое количество олигофренопедагогов, а в районах их не хватает. Родители решение поддержали. В детском саду тоже обрадовались, когда узнали, что к ним едет молодой дефектолог.
Перспективу жизни в городке Ксюша воспринимает с позитивом:
– Да, там нет огромных торговых центров и круглосуточной доставки продуктов. Зато вокруг природа и свежий воздух.
Она сказала: «Согласна!»
После студентов Института инклюзивного образования пришла очередь представителям факультета эстетического образования узнать место будущей службы. Когда комиссия озвучила Надежде Захаровой, что место ее распределения – детский сад № 264 Минска, та радостно ответила: «Согласна!»В копилке у Нади уже есть один диплом – она окончила Могилевский государственный музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова. После захотела продолжить обучение в БГПУ, самой подходящей оказалась специальность «музыкальное искусство, ритмика и хореография»:
– Рада, что все сложилось именно так. Уже два года сотрудничаю с садом, в который направили по распределению. Мои воспитанники (а это около 80 ребят разного возраста) очень танцевальные. Правда, иногда капризные, скучают по родителям. В таких случаях приношу игрушки и стараюсь отвлечь от грустных мыслей.
Иоанна Шепелева, одногруппница Нади, с детства в музыке. Даже соседи не были против ее игры на фортепиано, вспоминает четверокурсница:
– В первом классе музыкальной школы нам задали разучить песню «Маленькой елочке холодно зимой». Весь дом тогда слышал, как я оттачивала мастерство. Помню, встретила соседа у подъезда, и он сказал, что у меня неплохо получается, попросил играть почаще.
После девятого класса подруга уговорила Иоанну подать документы в музыкальный колледж. Вот только сама потом передумала, говорит студентка:
– Но я ей благодарна: в колледже получила большой опыт. А после решила двигаться дальше – так оказалась в БГПУ на факультете эстетического образования. От танцев всегда была далека. Но судьба привела именно на специальность «музыкальное искусство, ритмика и хореография». Благодаря педагогу Людмиле Евгеньевне Василене поняла, что в танце чувствую себя так же уверенно, как и за фортепиано. Теперь буду стараться помочь поверить в свои силы воспитанникам детского сада № 132 Минска.
shestakevich@sb.by