Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как подготовиться к ЦТ, рассказывает учитель, создающий видеоконтент по исторической теории

Они делают хорошее кино

«Внимание, мотор, начали!» – можно услышать на ее уроках. Более 30 мини-фильмов по истории подготовили воспитанники Валентины Капанёвой, учителя-методиста гимназии № 15 Минска. Примерно столько же простых и интересных роликов создала она сама, мастерски вложив в них огромные объемы информации. Педагог уверена: даже за три дня можно подготовиться к ЦТ и получить 50 баллов. Но выбирать такой вариант не рекомендует, потому что знает другой: в спокойном ритме дойти до заветных 90+.



«Обожаю историю и хочу, чтобы дети любили ее так же», – вот к чему стремится Валентина Михайловна. Причем с азартом. Даже больше – с «апантанасцю»: умудряется разжигать детский интерес как сухую ветку в жаркий день. Не зря ее ученики не ограничиваются домашними заданиями: педагог сама удивляется, как живо дети откликаются на не самые простые поручения – готовы бегать по городу, чтобы заснять памятник, сидеть в библиотеке, лишь бы раздобыть ценную фамилию. Вместе они смонтировали более 60 видео!

Ребята снимают короткие ролики. Их задача – за три-пять минут передать суть темы. Фильмы учитель показывает на уроках. Сама Валентина Михайловна создала и озвучила видеоконтент по истории Беларуси за девятый класс. Он размещен на Едином информационно-образовательном ресурсе. Педагог замечает: портал – кладезь полезных материалов, все школьные темы объясняют лучшие педагоги. Поэтому при подготовке к ЦТ предлагает заглянуть на сайт:

– Я занималась теорией за девятый класс. Одна «лекция» длится примерно десять мину­т. В ней – ключевые слова, фото, карты, таблицы, структурно-логические схемы, определения.

Для подготовки к тестированию учебников за 10–11-й классы недостаточно, хотя в них кратко изложено пройденное за предыдущие годы. Чтобы получить 90 баллов и выше, необходимо взяться за программу с шестого по девятый класс: по ней и построены тесты. Можно возразить: попробуй столько повтори – иногда к контрольной сложно подготовиться, а к ЦТ надо вызубрить четыре учебника! Педагог советует учить не параграфы, а отдельные темы, чтобы вникнуть в материал:

– Некоторые коллеги требуют заучивать определения. Не мой вариант. Считаю: главное – ухватить суть. И детей в этом убеждаю. Говорю просто, например «оброк – продукты и деньги», «барщина – отработка». Всё! Надо уметь объяснять своим­и словами, а для этого – не игнорировать вопросы в конце параграфа. Кто-то рассуждает: вызубрю даты, понятия – получу классный результат. Это не так! Да, 50 баллов наберете, но не более. Чтобы преуспеть, необходимо понимать принцип исторических процессов.



Идеально, если учитель уже с шестого класса обращает внимание на даты и определения, которые часто встречаются в ЦТ. Дети отнесутся к ним серьезнее, попытаются запомнить. Методология важна, но учителю никто не запрещает включать фантазию, улыбается Валентина Капанёва:

– Если вижу потухшие взгляды, начинаю «танцевать»: видео включаю, фотографии показываю. Визуализация – это прекрасно. Как и эмоции. Некоторые ученики занимаются научными исследованиями, иногда приглашаю их на уроки. Допустим, изучаем Великую Отечественную. Жизненный путь солдата, основные даты, заполненный конспект – все это хорошо. Но представьте: приходит их сверстник и рассказывает, как во время войны голодала и мерзла его прабабушка, сражался на фронте дедушка. Так – через личные истории учеников – показываю историю всей страны.

Детей с феноменальной памятью немного, замечает учитель:

– Пять лет назад в гимназии учился Валера Шумский. Уникум! Покажешь ему лист, где и текст, и даты, – моментом запомнит, словно сфотографирует. Ни один факультатив не пропустил, так ему было интересно. Мы и спорить могли. И представьте, я, педагог со стажем почти 30 лет, начинала сомневаться, настолько яркие и правильные он приводил доводы.



Но как запоминать даты без сверхспособностей? Их стоит «обыгрывать»: учитель не только занимательно рассказывает о случившемся, но и «пристегивает» ко времени другие события или процессы. И еще не раз повторяет информацию от урока к уроку.

Валентина Михайловна вспоминает:

– Когда поступала в педагогический, оставалась неделя на повторение. Готовилась без репетиторов. До сих пор в глазах стоит стопка из 12 учебников: семь дней от них не отходила. Многое зависит от желания – и за три дня можно вызубрить базовые понятия и даты. Если звезды сойдутся, получишь 50 баллов. Но до 30 июня – дня, когда сдают ЦТ, – времени много. Берите тесты прошлых лет и решайте. А потом, на основании допущенных ошибок, читайте теорию. Десятиклассникам предлагаю уже в начале следующего учебного года начинать с азов.

Советы от Валентины Капанёвой:

1. Идеальный алгоритм подготовки:

а) учим теорию по учебникам с шестого по девятый класс. Не параграфами, а блоками – по темам;

б) смотрим опорные конспекты Н. С. Шаровой. Если остается совсем мало времени, решаем тесты прошлых лет, выписываем ошибки и работаем с ними.

2. Распределите время: равномерно разделите материал на части и учите.

ЦТ создается на основе школьной программы, поэтому можно не искать дополнительную литературу, а целенаправленно готовиться по учебникам.

3. Пишите конспект.

Так удастся повторить объемный материал за минимальное время. Но не делайте сложных таблиц.

4. Учитесь работать с картой.

Обращайте внимание на легенду карты – условные обозначения помогут найти ответ на вопрос.

5. Следуйте правилу: выучил тему – реши ЦТ.

Если посмотрите примеры централи­зованного тестирования за несколько лет, увиди­те: хоть формулировки заданий и меняются, истори­я одна, события те же. Альтер­нативные факт­ы никто не придумает. Чем больше решите примеров, тем лучше набьете руку. Темы, которые кочуют из года в год: становление белорусской государст­венности, Октябрьская революция, Великая Отечественная война, современный этап развития страны. Вопросы по ЦТ располагаются хронологически – маленький, но важный нюанс, который тоже может подсказать правильный вариант.

6. Пробуйте метод исключения.

Если совсем не знаете ответ, убирайте неправильные варианты методом исключения.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter