Хотя к началу ХХ века трудно было представить такую вот фантастическую картину — молодой парень из дальнего озерного края, будучи призван в пехоту, быстро освоит мудреную авиационную технику и с началом большой войны в 1914 году станет мастером воздушных боев.
История, согласитесь, характерная для следующей, советской эпохи, когда для многих уже именно так зазвучала мелодия «Авиамарша» с чеканными словами «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...». Но это было еще в последние годы Российской империи, а делал сказку былью родившийся 130 лет назад, 15 мая 1891 года, крестьянский сын Донат Макиёнок из маленькой деревни Дамбовка. Это самый север современной Беларуси. Неподалеку — громадное, второе по площади после знаменитой Нарочи Освейское озеро, знаменитое своим островом, на котором одно время даже колхоз работал. Нет в этих местах только одного — аэродромов, но массовое для начала ХХ века увлечение авиацией захватило и юного Доната.
Мечта была настолько страстной, что на пути к ней Макиёнок перепрыгивал казавшиеся объективно непреодолимыми препятствия. Его военная биография начинается в ноябре 1911 года, когда 20‑летнего Доната призвали в 97‑й пехотный Лифляндский полк, из которого до неба почти так же далеко, как и из окрестностей Освейского озера. Но удача улыбнулась новобранцу — растущей российской авиации требовались не только летчики, но и механики. Макиёнок до службы получил начальные технические навыки и благодаря им уже в марте 1912‑го был зачислен в 3‑й корпусной авиационный отряд, а в мае отправлен в севастопольскую школу авиации, где успешно окончил курсы мотористов. От моториста до пилота вроде бы дистанция огромного размера, но на смышленого парня в авиашколе обратили внимание, и он это внимание оправдал сполна. Молодому солдату разрешили учиться на летчика, и за несколько месяцев до войны, в феврале 1914‑го, он получил летное удостоверение. Вернувшись после учебы в свой авиаотряд, стал там единственным пилотом, не имевшим офицерского звания, будучи всего лишь старшим унтер‑офицером.
Летать с началом Первой мировой Донату довелось целых три года — с августа 1914‑го до августа 1917‑го. Белорусский крестьянский сын оказался фантастически удачлив — летная служба в ту пору сопровождалась огромным количеством опасностей и просто курьезов ввиду несовершенства техники. Из таких нештатных ситуаций на боевом пути Макиёнка можно сделать неплохой сценарий приключенческого фильма: там и отказ двигателя, и пробитый пулей бензобак, и приземление в болото, и жесткие посадки с поломанными крыльями, винтом и шасси, и сомнительное удовольствие потеряться в тумане или быть поверженным порывом ветра, и сожжение поврежденного самолета, приземлившегося вблизи позиций противника. Каждая из таких историй могла стать последней в военной биографии молодого пилота, но всякий раз окончание выдавалось благополучным, легкие ранения и травмы средней тяжести не в счет. Самое большое счастье привалило в Восточной Пруссии, где грозовым летом 1914‑го Донат открывал счет своим боевым вылетам. Третьему корпусному авиаотряду удалось избежать окружения.
Начинал он с очень важной для той войны авиационной разведки, выведывая с воздуха конфигурации частей и боевой техники германской армии. Летали вдвоем, и очень часто летчиком‑наблюдателем при пилоте Макиёнке был другой белорус, его ровесник подпоручик Василий Макейчик родом из Бобруйска. В апреле 1915 года их экипаж был подбит вражеской артиллерией — все же удалось долететь до нейтральной полосы, но садиться пришлось в болото. Макейчика придавило крылом, и Макиёнку пришлось тащить товарища до своей линии окопов. В 1915‑м Донат получил первое офицерское звание, став подпрапорщиком, а в конце года императорским указом ему было присвоено звание военного летчика.
Первую мировую Макиёнок закончил штабс-капитаном, кавалером шести боевых орденов.
В феврале 1916 года Макиёнок вместе с товарищами освоил новую по тем временам тактику ночных бомбардировок, а к концу года перешел на службу в 7‑й истребительный авиаотряд. Именно там с марта по август 1917 года и зафиксированы девять сбитых им вражеских аэропланов, четыре из которых были засчитаны Донату вне всяких сомнений. Летчик‑истребитель из белорусского крестьянина получился первоклассный. Командир 7‑го авиаотряда Иван Орлов дал ему такую характеристику: «Летчик изумительной храбрости. Не только отлично исполняет приказы, но сам всегда вызывается на опасные полеты, которые выполняет блестяще. Также очень хорош по технике полета, свою работу любит. Характера спокойного и уживчивого. Всего более подходит для истребительного дела, хотя одинаково хорошо выполняет всякие задачи».
Революционный 1917‑й стал звездным часом 26‑летнего летчика. Первую мировую он закончил штабс‑капитаном, кавалером шести боевых орденов. Но три года большой войны подорвали здоровье отчаянного пилота, и все чаще давал о себе знать проявившийся туберкулез. С осени 1917 года Макиёнок лечится в Крыму, а в 1918‑м идет на службу во 2‑й польский корпус, созданный в составе Русской армии. Католика по вере, его в ряде источников неверно называют поляком, но в тот момент переход на польскую службу показался ему хорошей альтернативой службе у большевиков, которых герой‑летчик не любил, обвиняя в развале армии в 1917‑м.
На польской службе он оказался и в дальнейшем, а летную работу из‑за болезни пришлось оставить уже в 1919‑м. С началом Второй мировой войны выяснилось, что немцы не забыли, кто сбивал их самолеты в прошлую войну.
В 1941 году Макиёнок был арестован гитлеровцами и погиб в печально знаменитом Освенциме.
Юрий БОРИСЕНОК.
rodina2001@mail.ru