Он сделал Минск столицей: 140 лет со дня рождения архитектора Иосифа Лангбарда

Ровно 140 лет назад в местечке Бельск Гродненской губернии в семье мелкого еврейского коммерсанта родился мальчик, чье имя с волнением произносят во многих городах бывшего Советского Союза, но прежде всего в Минске.

— Кто строил Минск? «Строил Лангбард!» — сказал, открывая выставку «Город Архитектура. Мы» генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов.

При том, что Лангбард построил в Минске всего четыре здания, но каких! Дом Правительства, Государственный театр оперы и балета, Дом Красной армии и Флота, главный корпус Академии наук.

Эскиз интерьера оперного театра.

Вдобавок доподлинно известно, что в 1938 году он занимался реконструкцией фасада театра Янки Купалы, а в 1950 году вместе с Михаилом Баклановым проектировал кинотеатр «Победа».

А были еще ворота сельскохозяйственной выставки на бывших землях Ваньковичей, в районе нынешнего метро «Парк Челюскинцев»!

— Ворота были выполнены из дерева в виде двух больших шурупов, которые в темное время подсвечивались мигающими лампочками. Центральная надпись «Выканаем пяцігодку ў чатыры гады» тоже светилась в темное время суток. Наверху надпись «Пралетарыі ўсіх краін злучайцеся!» на четырех языках. Через ворота была видна шестиметровая статуя Ленина, выполненная Александром Грубе (по одной версии из бетона, по другой — из гипса), за ней виднелась силосная башня и павильоны для животных, — рассказывает кандидат исторических наук Антон Денисов.

Сельскохозайственная выставка, 1930.

Феерично по тем временам!

И генеральные планы — довоенный и послевоенный. Да, они не были полностью реализованы, но та планировка города, которой мы восхищаемся, с его проспектами, площадями и парками — его, Лангбарда, рук дело.

«Мечтатель, летуценнік», — говорил о нем Янка Купала, не веривший, что из планов Лангбарда что-нибудь выйдет.

И да, хоть планы и в жизнь, но далеко не всегда они воплощались, и не только в Минске.

Взять хотя бы спроектированный им памятник Ленину в Ленинградском торговом порту, о котором в декабре 1931 года писала газета «Правда». Если бы это грандиозное сооружение в древнеегипетском стиле явилось на свет, оно далеко бы превзошло статую Свободы. Лангбард задумал 120-метровый памятник-маяк, который должен был быть установлен на раздвижной дамбе. Четыре бригады ленинградских скульпторов и две бригады московских разрабатывали скульптурную часть… Не состоялось, потому что слишком грандиозно!

Проект памятника Ленину в Ленинградском торговом порту. 1931.

Циклопическими по тем временам были и его минские постройки. Девятиэтажная махина Дома Правительства на фоне одно-двухэтажного города, трехэтажные дома в довоенном Минске были крайне немногочисленны, — это величие, это размах, это превращение города в истинную столицу! Чему, конечно же, многие сопротивлялись, потому что привыкли считать себя провинцией.

Группа архитекторов у строящегося Дома правительства. В центре – Иосиф Лангбард, 1931-32 годы.

Потому было столько маеты с Большим театром, который и стал называться Большим из-за огромного здания, построенного по проекту Лангбарда. Но Лангбард хотел, чтобы оно было в три раза больше, чтобы кроме театра, в нем было кино, рабочие клубы, столовые и зал с амфитеатром на 4000 человек.

Нечто подобное он в 1931 году разработал для Харькова — тогдашней украинской столицы. Но не сбылось. А в Минске сбылось, но не совсем так, как он хотел.

Театр массовых действий в Харькове, 1930 год.

Востребован он был чрезвычайно! Особенно после того, как в 1937 году удостоился гран-при на Всемирной выставке в Париже за свои минские сооружения.

А был он трудоголик, да еще при молодой жене Ольге Захаровой, ради которой в 1920 году крестился и венчался в церкви Введения Пресвятой Богородицы на Петроградской стороне. Он предназначил ей роль музы-вдохновительницы, потребительницы благ — и да, у них был вкус к красивой жизни. В Ленинграде — роскошная квартира в доме Бенуа, с паровым отоплением, лифтами, встроенными гаражами, электростанцией, прачечной, мусоросжигательной печью и снеготаялкой. В разные годы в этом славном доме жил Киров, Зиновьев, Шостакович и Лангбард.

Лангбард с супругой Ольгой.

Ради такого стиля жизни он работал, работал и работал. Одних только памятников в сотрудничестве со своим приятелем, скульптором Матвеем Манизером он создал по всей стране не меньше десятка. Это и 16-метровый памятник Тарасу Шевченко в Харькове, и памятник Чапаеву в Самаре, и памятник Зое Космодемьянской в Тамбове.

Памятник Ленину у подножья Дома Правительства в Минске — тоже их совместное творение.

Плюс Дом Правительства в Могилеве, план реконструкции Гомеля, огромное количество самых разных строений в городах Украины и России… Уму непостижимо, как с этим мог справиться один-единственный и уже не юный человек.

Первоначальный проект Оперного театра, 1934 год.

— Во время войны все сооружения Лангбарда были заминированы, — рассказывает экскурсовод Большого театра Ольга Цвирко. — Когда закончилась война, саперами было обнаружено в нашем театре около 50 авиабомб и более 100 зажигательных бомб. Но что самое интересное — ни одно здание Лангбарда существенно не пострадало.

Мистика? Случайность? Или особая энергетика этих зданий, не позволявшая нанести им вред? Они, как и сам Лангбард когда-то, излучают силу и уверенность.

— Я горжусь работами Лангбарда, — признавался народный художник Беларуси Май Данциг. — Нигде, ни в одном городе бывшего Советского Союза нет такого соцветия, такого ярко выраженного конструктивизма в градостроительстве.

В моем сознании они близки — Лангбард и Данциг. Близки яркостью форм, дерзновенностью и мощью. И Минск они видели очень похоже — масштабно, мощно, победительно.

Недаром на картине Данцига «Мой город древний, молодой» одна из трех главных доминант — Большой театр.

Май Данциг. "Мой город древний, молодой", 1972.

— Я писал его таким, каким задумал автор — Иосиф Лангбард — и каким я запомнил театр еще в довоенные годы, — рассказывал Май Вольфович.

Благодаря реконструкции 2009 года этот облик театра вернулся еще в большем блеске.

Только в нынешнем Минске — столице суверенной Беларуси — здания Лангбарда заблистали по-настоящему. Не об этом ли он мечтал, не к этому ли стремился? Ведь в каждый миг своей жизни он был устремлен в будущее! Символично: здание Дома Правительства было введено в строй в один день с Минским аэропортом.

Идут годы, а его строения, словно скрипки Страдивари, все больше набирают звучание и цену. Это наш Минск. Это наше наследие, и оно пребудет с нами всегда.

Проект Центральной площади, 1945 год.

juliaandr@gmail.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter