Огненное кольцо: как Запад строит антироссийский буфер на постсоветском пространстве

Распад СССР был одной из крупнейших геополитических катастроф не только минувшего века, но и всей истории человечества. Оглядываясь на пройденный более чем за 30 лет путь, можно сказать, что часть бывших республик-сестер, например Беларусь, состоялись как по-настоящему независимые государства, которые не пошли на поводу у западных кукловодов. Однако есть на постсоветских просторах и другие страны вроде Молдовы, Грузии и, конечно, Украины, где Западу удалось реализовать свои черные планы.

СКАЗАНО

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— По всему периметру России нас начинают колошматить. Прибалтику раньше отстегнули, вы это знаете. В 2020 году Беларусь пытались на колени поставить. Затем пришла очередь Украины. Идем по периметру — Кавказ и дальше Центральная Азия. Кому это сегодня непонятно? Всем нам понятно. Поэтому любой конфликт и любые сейчас телодвижения наши мы должны рассматривать в этом глобальном контексте.

На внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в видеоформате, 28 октября 2022 года

КОЛЛАЖ ИВАНА ГАЙДУКА

Когда заиграла дудочка

Анализируя постсоветскую историю трех упомянутых государств в контексте вмешательства Запада, можно выделить три этапа превращения молодых республик в очаги русофобии, которые в перспективе должны были слиться в буфер, окружающий Россию и вынуждающий ее постоянно тратить ресурсы на борьбу с ним. Оговоримся сразу, что в целом стратегия Запада была гораздо масштабнее: роль буфера отводили и Прибалтике, которая успешно вписалась в этот глобальный проект еще в начале 1990-х, и Беларуси, на протяжении трех десятков лет успешно отбивающей все более агрессивные попытки затащить ее в жернова противостояния.

Первым этапом стало разрушение экономики стран-целей. И Украина, и Молдова, и Грузия имели хорошие стартовые потенциалы после распада СССР. 52-миллионная Украина славилась превосходным сельским хозяйством и развитой промышленностью, которая производила все — от предметов первой необходимости до океанских кораблей и тяжелых транспортных самолетов. Молдова, которая сейчас тянет лишь на статус аграрной страны, потеряла значительную часть из 650 советских предприятий и половину из 4,5-миллионного населения. Наконец, Грузия, поставлявшая на огромный советский рынок львиную долю цитрусовых, табака и чая, к началу нового тысячелетия экспортировала в основном металлолом, а в экономике правили бал теневые воротилы.
Кризис, накрывший постсоветские республики, был не только и не столько следствием распада единого экономического пространства, но и одним из важнейших инструментов Запада по превращению ряда стран в антироссийскую буферную зону. 
Негативные последствия коллапса искусственно усугублялись настоящим вторжением европейских и американских советников, которые помогали избавляться от «наследия коммунизма». В первых рядах шли структуры, объединенные под крылом Всемирного банка, Международного валютного фонда и различных программ помощи Восточной Европе. Например, реформы в сельском хозяйстве Молдовы проводились под чутким контролем функционеров программы Технической помощи ЕС «Тасис» для постсоветских республик и американской программы реформирования сельского хозяйства «Пэмынт», закончились разорением сотен молдавских колхозов и катастрофическим оттоком населения из сельской местности.

Голодные и злые

Постоянное балансирование народных масс на грани нищеты, особенно после сытого советского периода, — благодатная почва для возбуждения ненависти. 

Для этого Западу нужно было объяснить грузинам, молдаванам и украинцам, что в их бедах виноваты вовсе не покорно пошедшие за морковкой на евроамериканской удочке власти и не олигархи, помогавшие им в разграблении народного достояния, а Россия.

Чтобы разорвать формировавшиеся десятилетиями связи, скрепленные общими свершениями советской эпохи, Запад использовал множество способов. Россию обвиняли в попытках восстановить СССР, во вмешательстве в дела суверенных стран и в нападении на демократию. Параллельно строилась новая идентичность, которая радикально отличалась от той, что сформировалась в советские годы. В Украине ее базой стал национализм в самой гнусной его бандеровской версии, в Молдове использовали тезис о том, что все молдаване — это на самом деле румыны и их цель состоит в построении Великой Румынии, в Грузии разожгли огонь местечкового шовинизма. В последних двух случаях ситуация осложнялась вспыхнувшими конфликтами в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии.

Зло наступает

Финальным этапом должна была стать открытая конфронтация с Россией. Апробацию Запад провел в 2008 году, когда пришедший к власти в результате «цветной» революции режим Михаила Саакашвили атаковал Южную Осетию. В итоге Россия вмешалась, и за пять дней подготовленная по западным стандартам грузинская армия была разгромлена наголову. Для Грузии в моменте это казалось страшной катастрофой, однако по прошествии 16 лет можно констатировать, что Тбилиси получил жестокую прививку против дальнейшего скатывания в бездну. В итоге сегодня отношения у Грузии с ЕС и США весьма натянутые, в стране действуют законы об иноагентах и запрете ЛГБТ-пропаганды, а в 2022 году власти отказали американцам после прямого требования открыть против России второй фронт.

Украина, где первые два этапа прошли как по маслу, была Западом благополучно сброшена в пропасть войны с заведомо гораздо более сильным соперником. Москва до последнего пыталась решить вопрос мирно, однако к 24 февраля 2022 года все возможности были исчерпаны, и других вариантов, кроме начала СВО, не осталось — иначе Киев провел бы карательную операцию в Донбассе, а затем ракетные базы НАТО появились у самых границ России.

А вот Молдову, судя по всему, Запад готовит на смену Украине. Уже сейчас идет активная милитаризация: на перевооружение армии в этом году от Запада получено 128 миллионов евро, передается военная техника из запасов НАТО, идут учения с участием западных армий у самых границ с Приднестровьем, строится логистическая сеть. В стране давится всякое инакомыслие, а Майя Санду, организовав победу на выборах и референдуме об евроинтеграции с помощью проживающей на Западе диаспоры, получила карт-бланш на дальнейшую «украинизацию».

Пример Украины, Молдовы и Грузии с предельной ясностью говорит о том, что «дружба» с Западом ничем хорошим не может закончиться по определению. 

Просто потому, что США и Европа не рассматривают страны постсоветского пространства как равноправных партнеров — они интересны лишь как источник ресурсов и инструмент для сдерживания России. И на этом пути зло не будет брезговать ничем.

popov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter