Ода велосипеду

В большинстве стран Евросоюза в прошлом году продажи...

В большинстве стран Евросоюза в прошлом году продажи велосипедов превысили продажи автомобилей, что, по мнению экспертов, связано с экономическим кризисом. Но не только в нем дело: велосипед — экологически чистый и зачастую более удобный для передвижения в плотной городской застройке вид транспорта. Удобен он не только для города, что давно подтверждает массовость велосипедного движения в белорусских селах.

Выгоды велосипеда очевидны: нет затрат на горючее и фураж. Есть достаточная для неспешного темпа сельской жизни скорость передвижения и проходимость. Ведь это практически «внедорожник», на котором можно выехать и в лес, и в поле, приспособив кошелку или вещмешок на нехитрый багажник. Единственный ограничитель — сезонность: понятно, по зимним заснеженным лугам и по обледенелым дорогам не очень-то на велосипеде разгонишься. Тем не менее двухколесная машина мощностью в «одну человеческую силу» давно стала на селе и важным средством передвижения, и, в общем-то, средством производства. На велосипеде отправляются в магазин, в соседнее село или райцентр, в лес за грибами и ягодами. Наконец, на работу. А сколько детских и юношеских воспоминаний связано именно с велосипедными прогулками по родным местам!

Сельские умельцы нередко создают на велосипедной тяге нехитрые конструкции — грузовые веломобили. Конечно, на самодельном веломобиле далеко не уедешь и много не увезешь. Сегодня автомобиль все сильнее вторгается в привычный уклад сельской жизни. И традиционная, особенно для центральной и западной Беларуси, картинка — деревенские жители, неторопливо вращающие педали своих «ровараў», — уходит в прошлое. Уходит, чтобы возродиться снова и снова — и на лесных тропинках, и на полевых проселках, и на городских велодорожках.

В Европе двухколесный транспорт популярен не только в таких признанных «велосипедных» столицах, какими считаются Амстердам, Стокгольм и Копенгаген. Все больше велосипедистов в Берлине, Лондоне и Париже. А в Италии, к примеру, впервые за 50 с лишним лет было продано 1,6 млн. велосипедов против 1,4 млн. автомобилей. В итальянском Милане с недавнего времени действует система общественного велопроката наподобие налаженного в Париже и Лондоне. Власти Мадрида планируют создать зеленое кольцо — специальную зону велосипедных маршрутов общей протяженностью 10 км. Лондонские власти утверждают, что за последнее десятилетие количество велосипедных поездок выросло на 66 % — до 500 тысяч в день.

О развитии велопроката не раз заявляли и минские власти. А судьба минского велозавода и его продукции в свете такого развития событий уже не выглядит столь печальной, как еще 10 лет назад. «Аисты» разных моделей занимают все более почетное место в торговых залах магазинов райпо. Велосипед становится одной из целей при сдаче заготовителям ягод и грибов. Ведь это не просто двухколесная конструкция для перемещения — это чистый воздух, разгруженные улицы и дороги и здоровье тех, кто крутит педали.

И все-таки есть одна очень важная проблема, которая омрачает это нарастающее торжество велосипедного движения. Речь идет о безопасности. Аварий, в которых гибнут велосипедисты, становится все больше. И вовсе не там, где велосипедистов стало больше. Обычно они происходят от того, что велосипедист, во-первых, не обозначил себя фликером или яркими нашивками на одежде, а во-вторых, ехал там, где ему и ехать-то не следовало бы. И столкнулся с автомобилем или (бывало и такое) с пешеходом. Возникает вопрос об отдельных дорожках или полосах для движения. Пока это редкость в наших краях, и даже на столичных проспектах лихие велогонщики маневрируют среди обескураженных такими «наездами» пешеходов. На селе простора больше. Но там и задача иная: как уберечь велосипедиста от автомобиля или трактора, особенно на хорошей асфальтированной дороге, особенно в темное время суток.

Потому как если безопасности нет, то и экономическая эффективность оказывается под сомнением. Поэтому, седлая двухколесного «коня», не забудьте про яркий фликер и будьте осторожны на дороге!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter