Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как так: в супермаркетах белорусский флаг продавали в отделе с алкогольной и табачной продукцией

Очень странное соседство

В документах, понятное дело, всего не пропишешь. Тогда моральная сторона вопроса выходит на передний план. Это как раз тот самый случай. 


Можно жалобную книгу? 

В гипермаркетах «ГИППО» почему-то решили, что государственной символике самое место в отделе с алкогольной и табачной продукцией. Чтобы выяснить, как такое возможно и неужели никого ничего не смущает, отправляемся по минским магазинам. Первая точка – на Партизанском проспекте в торговом центре «Момо». Под стеклом рядом с табачными смесями, парогенераторами и бутылками с сорокаградусными напоями замечаем красно-зеленые флаги, значки и бутонь­ерки. Фотографируем «сие великолепие» и просим на инфо­центре разъ­яснить такое странное товарное соседство. 

Заведующая Татьяна Быченко объясняет, что любой товар в магазине размещается в соответствии с внутренними программами, разработанными в центральном офисе: 

– В непродовольственных отделах у нас больше нет заприлавочной зоны, где можно было бы реали­зовывать этот товар.

– А почему это нужно делать за прилавком, можно же, например, выделить место в отделе с кан­це­ляр­скими товарами? – инте­ресуюсь. 

– За более подробными разъяснениями обращайтесь в центральный офис. 

Мы это обязательно сделаем, но чуть позже, а пока просим книгу замечаний и предложений. Оставляем запись следующего содержания:

«Считаю неуместным продажу государственной символики в отделе с алкогольной продукцией. Прошу обратить внимание администрации магазина на выкладку товара в отделе». Что ж, ждем ответа. 

Пишите запросы 

Держим путь в магазин «ГИППО» в микрорайоне Серебрянка. Искать государственную символику долго не приходится, мы знаем – все в том же отделе с табачной и алкогольной продукцией. Справедливости ради заметим: здесь все выглядит немного лучше (если можно так сказать), чем в предыдущем магазине. Флаги, флажки собраны в картонной коробке, которая стоит поодаль от алкоголя и витрины с сигаретами. 

Снова обращаемся на инфоцентр: насколько уместно, на ваш взгляд, продавать государственную символику в этом отделе? 

Слышу в ответ: 

– Не знаю, чем вам помочь, с такими претензиями к нам обращаются впервые. 

На все остальные вопросы девушка на инфоцентре лишь по­жимала плечами и куда-то зво­нила. Но, к сожалению, в этом магазине никто со мной беседовать не захоте­л. 

Последуем совету и обратимся-таки в центральный офис. Разговор выдался коротким. Услышав мой вопрос, на том конце провода предложили написать официальный запрос. 

А что по этому поводу скажут в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли? Заместитель начальника отдела потребительского рынка управления организации торговли и общественного питания Татьяна Краснюк констатирует, что документов, в которых были бы прописаны правила по реализации государственной символики, в нашей стране нет: 

– Торговый объект вправе самостоятельно выбирать, в каком месте разместить тот или иной товар. У нас нет полномочий указывать субъектам торговли, где размещать товары. Вроде и нет нарушений, но, конечно, если бы заметила подобное во время мониторинга, сделала бы замечание.

Не просто товар 

Сообщения, в которых указывается на недопустимое обращение с государственной символикой, регулярно приходят в мессенджеры де­путату Палаты представителей Сергею Клише­вичу

– Это говорит о том, что у нас много неравнодушных людей. Да, в нашей стране отсутствует четкая система распространения государственной символики. Но проблема на самом деле глубже. Много лет мы не прививали нашим людям трепетного отношения к флагу, гербу, гимну. Поэтому не стоит ждать, что это откуда-то само по себе возьмется. На каждом предприятии должен быть человек, отвечающий за идеологию. В стране достаточно высших учебных заведений, чтобы готовить таких специалистов. Не думаю, что в магазинах, о которых идет речь, это сделано специально. Это обыкновенная халатность, человеческий фактор. Спросите меня почему? Да просто для многих, к сожалению, это всего лишь товар, а не государственный символ, вот и не видят ничего плохого в том, что продаваться такой товар будет наверняка в одном из самых посещаемых отделов. 

Чтобы изменить отношение к государственной символике, нам понадобится не год и даже не два. Конечно, мы работаем над этим. Надеюсь, впредь таких историй не повторится. 

Чтобы не проходили мимо

Может, все нормально, и я придираюсь? Такой вопрос задаю Анастасии Мирончик-Ивановой, спортсменке, которой не единожды приходилось под государственным флагом отстаивать честь страны на спортивных соревнованиях: 

– Уверена, что на такие «выходки» властям нужно реагировать. Неприятный факт. Мы, спортсмены, за здоровый образ жизни, как в принципе, уверена, и большинство белорусов. Кому такое могло прийти в голову? Это беспредел. Убеждена, что все идет из семьи. С детьми нужно чаще говорить о родине и наших символах, рассказывать об их истории и значении, путешествовать по стране. Чтобы, когда повзрослеют и заметят подобное, не проходили мимо. 

machekin@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter