Вряд ли можно найти хоть одного нормального человека, который, пережив в реальности какое-то жуткое событие, например, нападение маньяка или крушение поезда, захотел бы повторить его снова. Тем не менее огромное количество людей являются поклонниками готической литературы и кинематографического жанра хоррор (кассовые сборы таких картин год от года растут как на дрожжах). Заметим, речь идет вовсе не о маргинальных личностях или представителях молодежных субкультур. Ужастики любят даже домохозяйки. Спрашивается, с чего бы это? Ведь на первый взгляд здесь совершенно нет логики.
Расслабься и получай удовольствие
Исследователи из Питтсбургского университета попытались разобраться, почему людей привлекают ужасы. Они попросили посетителей комнаты страха, организованной как дом с привидениями, ответить на ряд вопросов, касающихся их психологического состояния. Анкетирование проводилось до и после их общения с «призраками». Кроме того, у некоторых участников исследования с помощью электроэнцефалографии оценивали активность мозга во время выполнения разных когнитивных задач.
Итоги таковы: после «порции испуга» у людей явно улучшалось настроение, уменьшалась тревожность, уходила усталость. Причем чем сильнее они пугались, тем лучше было их психологическое состояние на выходе. А анализ электроэнцефалограммы показал, что активность мозга при этом уменьшалась — грубо говоря, получив порцию адреналина, он брал тайм-аут, и ему было очень даже хорошо. Авторы исследования отмечают, что такой же эффект оказывают некоторые медитационные практики.
Странности кошмаров
Если объяснять очень обобщенно, люди испытывают два типа страхов. Первый — страхи общего плана. Например, беспокойство за близких, боязнь бытовых неурядиц и неприятностей (нападения хулиганов в темном переулке), нервный тик из-за работы, опасение серьезно заболеть, стать бедным и так далее. Нормальный человек даже на уровне подсознания «загоняется» всем этим 24 часа в сутки, что совершенно нормально. Мы просто так устроены.
В то же время существует глубинный страх, который заложен в нас с тех времен, когда наши пещерные предки жили в реальном и перманентном страхе за свою жизнь. Он всплывает изнутри, когда неожиданно перед нами возникает лицо убийцы или дверь дома выламывают преступники — кровь отливает от конечностей, сердце заходится как сумасшедшее, ладони потеют, ноги трясутся. Страх, который мы испытываем при просмотре ужастика, как раз такой. И он настолько мощный, что полностью забивает все повседневные мелкие страхи — образно говоря, смывает их, как цунами. И человек, избавившись от этих постоянно звучащих в голове тревожных сигналов, испытывает громадное облегчение.
Второй момент: когда нам «по-первобытному» страшно, особая область — древний мозг — запускает многовековую программу реагирования на угрозу «бей или беги». При этом в организме происходит сложная цепочка химических реакций, которая преследует одну конкретную цель: напрячь все силы и помочь нам выжить любой ценой. Адреналин, эндорфины, дофамин, серотонин, окситоцин и прочие биологически активные химические вещества наполняют мозг и тело. Но тут есть один интересный побочный эффект. Те же самые элементы «впрыскиваются» в кровь во время позитивных переживаний. Например, когда мы счастливы, взволнованы или приятно удивлены. И когда человек осознает, что на самом деле находится в безопасности перед экраном телевизора или в зале кинотеатра, он ощущает ту же эйфорию, что и любитель адреналина, прыгающий с парашютом. Вот такой парадокс.
И еще один удивительный факт. Психологи заявляют, что просмотр фильмов ужасов помогает укрепить социальные связи. То есть, если вы смотрите страшную картину вместе с семьей или пришли в кино с друзьями, испытывая одинаковые эмоции и переживая на глазах друг у друга, вы становитесь ближе эмоционально.
Не всем на здоровье
Правда, есть люди, которым, перефразируя цитату из фильма «Полосатый рейс», терапия ужасами не принесет никакой пользы, кроме вреда. Во-первых, это те, кто стал когда-то жертвой преступления или пережил другой травмирующий опыт. В этом случае страшное кино может спровоцировать нервный срыв или депрессию. Даже если оно напрямую никак не связано с событиями, пережитыми в реальности.
Также в категорию рискованных зрителей входят интроверты — закрытые, малообщительные люди, которые в основном погружены в свой внутренний мир и постоянно рефлексируют. Поскольку они обычно еще отличаются высоким уровнем эмпатии (буквально кожей воспринимают любые эмоции окружающих), то будут переживать внутри себя.
В общем, идеальный «клиент» хорроров — экстраверт, у которого никакой негатив надолго в голове не задерживается. Ну или в крайнем случае он его радостно и с энтузиазмом вывалит на другого. В порядке дружеского обмена эмоциями, так сказать.
Ничто не проходит бесследно
«Молчание ягнят» — не просто фильм, а настоящий феномен. Подтверждением тому служат пять «Оскаров» и множество других престижных кинонаград. Невероятно жуткую и тяжелую картину во многом «сделал» исполнитель главной роли гениальный Энтони Хопкинс. Его рекорд — всего 16 минут экранного времени и «Оскар» за главную мужскую роль — до сих пор остается непревзойденным. В образе сумасшедшего психиатра-людоеда актер был настолько убедителен, что от Хопкинса ушла возлюбленная, известная телеведущая Марта Стюарт: «Я любила его, но он был… очень пугающим».
«Послужной список» актера — около 80 различных фильмов. Он воплотил на экране множество исторических личностей и персонажей классической литературы — короля Лира, Пабло Пикассо, Альфреда Хичкока, Ричарда Никсона, Ричарда Львиное Сердце, Папу Бенедикта XVI и других. Но первая ассоциация, которая сразу же приходит на ум человеку, столкнувшемуся с ним, — это маньяк-людоед (на самом деле это полностью выдуманный персонаж). Сам актер воспринимает такое положение с юмором и не прочь подшутить.
— Однажды я ехал в стеклянном лифте отеля с мальчиком и его мамой. Я стоял спиной к ним и смотрел на город, как вдруг мальчик сказал, что лифт похож на клетку Ганнибала Лектора. От неожиданности я повернулся — женщина завизжала. Мальчик был ужасно напуган. Наверное, я нанес ему травму на всю жизнь, — резюмировал Хопкинс с задумчивой улыбкой.
ЛЮБОПЫТНО