Вопрос об отмене высшей меры наказания остается одним из главных пунктов в диалоге Беларуси и Совета Европы. Поспешные выводы и действия здесь неуместны. Как суверенное государство мы вправе двигаться своим путем и со своей скоростью. С 2010 года в белорусском Парламенте существует рабочая группа по этой проблематике. Депутаты вместе с представителями Совета Европы посетили все регионы страны, провели немало встреч с людьми, представителями разных политических взглядов, молодежью. Вывод простой, как дважды два: единого мнения по вопросу отмены смертной казни в обществе не существует. Впрочем, как и на мировой арене, на что обратил особое внимание член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и СМИ, руководитель рабочей группы по изучению проблематики смертной казни Андрей Наумович:
— Мы очень ценим диалог с Советом Европы. Однако тенденции в вопросе о применении смертной казни не так однозначны. С одной стороны, количество государств, отказавшихся от применения высшей меры наказания, растет. С другой стороны, месяц назад Министерство юстиции США заявило о возобновлении практики применения смертной казни на федеральном уровне. Также в некоторых государствах — членах Совета Европы звучат призывы политиков о восстановлении смертной казни.
Но вот по отношению к Беларуси подчас мы слышим посылы иного рода. Мол, для отмены смертной казни не требуется поддержка общественности, а нужна лишь политическая воля. Андрей Наумович напомнил, что Президент Беларуси неоднократно высказывал свою позицию по этому поводу. Он не может пойти против общественного мнения, выраженного в ходе референдума 1996 года. Тогда, напомним, большинство населения поддержало применение смертной казни. Не все так однозначно и с вынесением данного вопроса на голосование в Парламенте.
— Среди моих коллег достаточно сторонников сохранения высшей меры наказания. И если по результатам парламентских слушаний будет принято решение о нецелесообразности ее отмены, этот вопрос будет отложен на долгие годы, — пояснил Андрей Наумович. — Аналогичный риск существует и в случае проведения референдума. Все социологические опросы последних лет показывают, что большинство респондентов выступают за сохранение смертной казни.
Ну и потом, если «продавливать» столь важное решение вопреки общественному мнению, то как это согласуется с принципами демократии и верховенства закона, о которых так пекутся в Совете Европы? Похоже, что европейские чиновники и сами осознают всю щекотливость положения, призывая усилить работу по формированию общественного мнения. Недаром руководитель отдела координации и международного сотрудничества генерального директората по правам человека и верховенству права СЕ Татьяна Термачич сделала такую ремарку:
А пока, по ее словам, Беларусь и Совет Европы могли бы выработать совместную «дорожную карту». И здесь самое важное — не политизировать вопрос, заявил начальник главного управления Европы и Северной Америки МИД Беларуси Андрей Бушило:
— Хотя мы с уважением относимся к официальным заявлениям Совета Европы, Евросоюза и учитываем их в наших дискуссиях, уповать на то, что сами по себе они изменят наше правосудие, значило бы выступать против основ демократического общества. Недопустимо превращать вопрос об отмене смертной казни в инструмент давления или предмет политического торга.
По словам Андрея Бушило, наша страна изучает как европейский, так и мировой опыт применения данного вида наказания:
— В 8 из 10 крупнейших государств смертная казнь продолжает применяться, в том числе в таких развитых демократиях, как США и Япония. Для нас важно во взаимодействии с зарубежными партнерами выработать собственную сбалансированную и последовательную позицию с учетом всех имеющихся доводов за и против, общественного мнения, экспертных оценок и рекомендаций, зарубежного опыта, современных тенденций и практики работы правоохранительной системы.