Ничто не вечно под луной. Вот и Министерство антимонопольного регулирования и торговли решило обновить правила для ретейла и общепита. Проект далек от революционности: в последнюю версию середины 2014 года добавили лишь некоторые штрихи. Правда, отдельные из них достаточно существенны для торгового пейзажа, хотя, на первый взгляд, и совершенно безобидны.
«Продавец обязан продать покупателю товары по цене, указанной на ценнике». Такой вот пункт грозит появиться. Вроде бы дублирует элементарную бытовую логику. А по какой же, собственно говоря, цене товар должен реализовываться? «Потолочной»? И такое бывает. Издержки автоматизации: в кассовых компьютерах цены меняются легким нажатием двух клавиш, а в торговом зале руками ярлычки переклеивают. Небольшая забывчивость или нерасторопность, и возникают две цены: одна — в кассовой электронике, другая — на бумажном носителе на полке. Говорят, иногда на этой почве возникают конфликты с покупателями. Дабы их исключить, и ввели дополнительную новеллу в правила: сколько написано на ценнике — столько денег и должны взять. Больше указанной цифры нельзя, но меньше — не возбраняется.
Продавец должен продать покупателю товары по цене, указанной на ценнике.
Ретейл вроде бы и не против кристальной честности. Но в некоторой растерянности: а как выполнить новое требование технически? Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов по профилю своих и общественных, и коммерческих интересов знает кухню ретейла и изнутри, и снаружи. Да, разнобой в ценниках бывает. Но не по злому умыслу, а случайно. На полках тысячи товаров лежат. Случаются недосмотры, исключительно по причине человеческого фактора. Кассы-то автоматизированы: меняй цены на товары хоть каждый час. А в зале иной раз столько же нужный ярлычок ищешь, чтобы старый забрать — новый наклеить. Разве что поменять носители на ЖКИ-шильдочки. Но дороговато. А времена у торговли не самые сытые.
Ладно, ошибки бывают. Невелика проблема их исправить и продать товар по старому, бумажному ценнику. Но как оформить этот реверанс от магазина? Кассир может пробить цену только из электронной базы, которая соответствует штрихкоду товара. Не больше и не меньше. Дай право вбивать цифры вручную: пресловутый человеческий фактор возникает на расчетных узлах. Виктор Маргелов вспоминает, что, пока не перешли на автоматизацию, обсчитывали на кассах сплошь и рядом. Словом, не мешало бы взвесить все прелести и недостатки новых подходов. Тем более что явление-то с «ценовыми разницами» не настолько и распространенное. По крайней мере, у проверок к этой стороне торговли вопросов не возникало.
Пока новации обсуждаются. Если они будут приняты, ретейлерам придется искать какие-то технические решения, чтобы «вписаться» в законодательство. Рынок не против. Главное, чтобы не потребовались дополнительные инвестиции. Даже небольшие. Менять коней на переправе пока не сильно позволяет низкая рентабельность бизнеса.
volchkovvv@mail.ru
Продавца накажут рублем: почему покупатель в магазине сможет при ошибках розницы платить меньше
Обман в пользу покупателя
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.