В КГК Минской области рассказали о результатах проверок транспортных организаций частной формы собственности

Обходной маневр большегрузов

Около 10 тысяч рейсов транспортных средств без специальных разрешений и платы за проезд по автодорогам — таков результат проверок КГК Минской области всего четырех транспортных организаций частной формы собственности

Все мы ежедневно так или иначе пользуемся дорогами, будучи либо пассажирами общественных, либо водителями собственных транспортных средств. А значит, каждый из нас заинтересован в идеальном состоянии дорог. Вполне очевидно: чтобы дорожное покрытие однажды не превратилось в «американские горки», необходимо его не только беречь, но и своевременно ремонтировать, на что направляются средства дорожного налога. Только вот, увы, не все автовладельцы добросовестно вносят положенную законодательством плату. Вдвойне печально, когда речь идет о тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средствах. О ситуации в этой сфере «Р» узнала у главного специалиста Комитета государственного контроля Минской области Кристины Собко. 

фото алексея столярова.

Привычная практика

Налоги за пользование дорогами платят во всем мире, пожалуй, за редкими исключениями. Нет такого вида расходов, например, в Израиле. Зато в этой стране уплачивают кругленькую сумму за страхование авто. В Германии, Дании, Сингапуре, Японии, Австралии, США, Франции такой вид расходов есть. Но существуют отличия в подходах. Например, в Америке налог включен в стоимость топлива. А в Великобритании основным критерием для расчета таких платежей будет объем выбросов авто СО2. 

Платят за пользование дорогами и у нас. В частности, Указом Президента № 239 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств» установлено, что в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам при проезде по ним тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, для владельцев и пользователей ТС устанавливается плата за проезд по автодорогам. Здесь четко определены цифры для расчета оплаты, а также те, кто от оплаты освобожден. В их числе владельцы и пользователи колесных тракторов в сельском хозяйстве. Включены в этот список ТС, которые применяются для ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения правопорядка, перевозок грузов гуманитарной помощи и др. 

Каждый из нас заинтересован в идеальном состоянии покрытия дорог: для этого необходимо его не только беречь, но и своевременно ремонтировать, на что направляются средства дорожного налога.

Нарушения остаются

Документ действует уже два года. Но, подчеркивает Кристина Собко, нарушения законодательства были и остаются. Только вот незнанием права их уже сложно объяснить — времени прошло достаточно, чтобы законы изучить. 

— В ходе проверок, проведенных Комитетом государственного контроля, выявляются многочисленные случаи проезда транспортных средств с превышением допустимой общей массы без получения специальных разрешений и (или) платы за их проезд по автомобильным дорогам. Тем самым нарушаются требования Указа № 239. К слову, многие нарушители забывают о том, что в этом случае оплата за проезд будет гораздо более высокой. Ведь пунктом 9 Положения о плате за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автодорогам, утвержденным Указом № 239, определено: при следовании транспортных средств без специального разрешения и (или) без документа, подтверждающего внесение платы за их проезд по автомобильным дорогам, плата начисляется с применением повышающего коэффициента. Также в соответствии с пунктом 12 положения в случае выявления Транспортной инспекцией или таможенными органами превышения допустимых весовых и габаритных параметров, заявленных при получении специального разрешения до начала перевозки, плата подлежит перерасчету исходя из установленных параметров.


Около 10 тысяч рейсов транспортных средств без специальных разрешений и платы за проезд по автомобильным дорогам — таков результат проверок КГК Минской области по итогам нынешнего года всего четырех транспортных организаций частной формы собственности. К примеру, транспортная компания, зарегистрированная в Плещеницах Логойского района, акцентирует Кристина Собко, осуществила свыше 6 тысяч рейсов, в результате которых сумма, впоследствии доначисленная в бюджет, превысила 600 тысяч рублей. Для транспортной компании, зарегистрированной в Воложине, по итогам 1231 рейса доначисление составило 84 тысячи рублей. Организация, зарегистрированная в Волме Смолевичского района, за 513 рейсов недоплатила 14,9 тысячи рублей. «Согласно пояснениям должностных лиц проверенных организаций, — рассказывает главный специалист, — причиной нарушений стало отсутствие должного контроля за составлением маршрутов движения транспортных средств и учета массы перевозимых грузов».

Куда проще внести платежи своевременно и в полном объеме, чем ждать их взыскания в судебном порядке, попадая под штрафные санкции.

Больше, чем штраф

Выявленное нарушение несет за собой наказание в виде пересчитанных начислений в бюджет. Только вот, сетует эксперт, не все нарушители стремятся исправить ситуацию в добровольном порядке. И это предмет для размышлений в части совершенствования законодательства, отмечает Кристина Собко: 

— В соответствии с Бюджетной классификацией, утвержденной постановлением Министерства финансов, плата за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования является неналоговым доходом бюджета. А значит, в этом случае бесспорные нормы налогового законодательства в части взыскания налогов, сборов и пошлин применить нельзя. В этой связи КГК предложил Минтрансу и Минфину рассмотреть вопрос о внесении изменений в Указ № 239. Речь идет о норме, которая закрепит порядок принудительного взыскания контрольными органами платы за проезд транспортных средств, не внесенной в полном объеме. 

Пока, по словам главного специалиста, при неисполнении предписаний КГК вынужден принимать меры к их взысканию в судебном порядке. Это означает временные и финансовые затраты прежде всего для самих транспортных организаций, ведь в итоге платит виновный. А значит, перевозчики несут дополнительные затраты. Но ведь куда проще, подчеркивает Кристина Собко, внести платежи своевременно и в полном объеме. 

Предложения КГК были поддержаны. Изменения планируется внести при комплексной корректировке Указа № 239. Так что это всего лишь вопрос времени. 

ЦИФРА

За минувший год КГК Минской области была проверена деятельность восьми транспортных организаций. Выявлено почти 14 тысяч рейсов с нарушениями. Доначисление в бюджет составило более миллиона рублей. 

КСТАТИ

Вопрос состояния автодорог, о чем свидетельствует анализ обращений граждан в местные госорганы, а также в Комитет государственного контроля Минской области, занимает одну из лидирующих позиций. Он фактически равен количеству обращений граждан по вопросам жилищно-коммунальных услуг, проведения капитальных ремонтов жилищного фонда.

arteaga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter