Все мы ежедневно так или иначе пользуемся дорогами, будучи либо пассажирами общественных, либо водителями собственных транспортных средств. А значит, каждый из нас заинтересован в идеальном состоянии дорог. Вполне очевидно: чтобы дорожное покрытие однажды не превратилось в «американские горки», необходимо его не только беречь, но и своевременно ремонтировать, на что направляются средства дорожного налога. Только вот, увы, не все автовладельцы добросовестно вносят положенную законодательством плату. Вдвойне печально, когда речь идет о тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средствах. О ситуации в этой сфере «Р» узнала у главного специалиста Комитета государственного контроля Минской области Кристины Собко.
Привычная практика
Налоги за пользование дорогами платят во всем мире, пожалуй, за редкими исключениями. Нет такого вида расходов, например, в Израиле. Зато в этой стране уплачивают кругленькую сумму за страхование авто. В Германии, Дании, Сингапуре, Японии, Австралии, США, Франции такой вид расходов есть. Но существуют отличия в подходах. Например, в Америке налог включен в стоимость топлива. А в Великобритании основным критерием для расчета таких платежей будет объем выбросов авто СО2.Платят за пользование дорогами и у нас. В частности, Указом Президента № 239 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств» установлено, что в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам при проезде по ним тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, для владельцев и пользователей ТС устанавливается плата за проезд по автодорогам. Здесь четко определены цифры для расчета оплаты, а также те, кто от оплаты освобожден. В их числе владельцы и пользователи колесных тракторов в сельском хозяйстве. Включены в этот список ТС, которые применяются для ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения правопорядка, перевозок грузов гуманитарной помощи и др.
Каждый из нас заинтересован в идеальном состоянии покрытия дорог: для этого необходимо его не только беречь, но и своевременно ремонтировать, на что направляются средства дорожного налога. |
Нарушения остаются
Документ действует уже два года. Но, подчеркивает Кристина Собко, нарушения законодательства были и остаются. Только вот незнанием права их уже сложно объяснить — времени прошло достаточно, чтобы законы изучить.— В ходе проверок, проведенных Комитетом государственного контроля, выявляются многочисленные случаи проезда транспортных средств с превышением допустимой общей массы без получения специальных разрешений и (или) платы за их проезд по автомобильным дорогам. Тем самым нарушаются требования Указа № 239. К слову, многие нарушители забывают о том, что в этом случае оплата за проезд будет гораздо более высокой. Ведь пунктом 9 Положения о плате за проезд тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автодорогам, утвержденным Указом № 239, определено: при следовании транспортных средств без специального разрешения и (или) без документа, подтверждающего внесение платы за их проезд по автомобильным дорогам, плата начисляется с применением повышающего коэффициента. Также в соответствии с пунктом 12 положения в случае выявления Транспортной инспекцией или таможенными органами превышения допустимых весовых и габаритных параметров, заявленных при получении специального разрешения до начала перевозки, плата подлежит перерасчету исходя из установленных параметров.
Около 10 тысяч рейсов транспортных средств без специальных разрешений и платы за проезд по автомобильным дорогам — таков результат проверок КГК Минской области по итогам нынешнего года всего четырех транспортных организаций частной формы собственности. К примеру, транспортная компания, зарегистрированная в Плещеницах Логойского района, акцентирует Кристина Собко, осуществила свыше 6 тысяч рейсов, в результате которых сумма, впоследствии доначисленная в бюджет, превысила 600 тысяч рублей. Для транспортной компании, зарегистрированной в Воложине, по итогам 1231 рейса доначисление составило 84 тысячи рублей. Организация, зарегистрированная в Волме Смолевичского района, за 513 рейсов недоплатила 14,9 тысячи рублей. «Согласно пояснениям должностных лиц проверенных организаций, — рассказывает главный специалист, — причиной нарушений стало отсутствие должного контроля за составлением маршрутов движения транспортных средств и учета массы перевозимых грузов».
Куда проще внести платежи своевременно и в полном объеме, чем ждать их взыскания в судебном порядке, попадая под штрафные санкции.
Больше, чем штраф
Выявленное нарушение несет за собой наказание в виде пересчитанных начислений в бюджет. Только вот, сетует эксперт, не все нарушители стремятся исправить ситуацию в добровольном порядке. И это предмет для размышлений в части совершенствования законодательства, отмечает Кристина Собко:— В соответствии с Бюджетной классификацией, утвержденной постановлением Министерства финансов, плата за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования является неналоговым доходом бюджета. А значит, в этом случае бесспорные нормы налогового законодательства в части взыскания налогов, сборов и пошлин применить нельзя. В этой связи КГК предложил Минтрансу и Минфину рассмотреть вопрос о внесении изменений в Указ № 239. Речь идет о норме, которая закрепит порядок принудительного взыскания контрольными органами платы за проезд транспортных средств, не внесенной в полном объеме.
Пока, по словам главного специалиста, при неисполнении предписаний КГК вынужден принимать меры к их взысканию в судебном порядке. Это означает временные и финансовые затраты прежде всего для самих транспортных организаций, ведь в итоге платит виновный. А значит, перевозчики несут дополнительные затраты. Но ведь куда проще, подчеркивает Кристина Собко, внести платежи своевременно и в полном объеме.
Предложения КГК были поддержаны. Изменения планируется внести при комплексной корректировке Указа № 239. Так что это всего лишь вопрос времени.
ЦИФРА
За минувший год КГК Минской области была проверена деятельность восьми транспортных организаций. Выявлено почти 14 тысяч рейсов с нарушениями. Доначисление в бюджет составило более миллиона рублей.
КСТАТИ
Вопрос состояния автодорог, о чем свидетельствует анализ обращений граждан в местные госорганы, а также в Комитет государственного контроля Минской области, занимает одну из лидирующих позиций. Он фактически равен количеству обращений граждан по вопросам жилищно-коммунальных услуг, проведения капитальных ремонтов жилищного фонда.
arteaga@sb.by