Студенты и преподаватели белорусских вузов вчера написали республиканский диктант ко Дню народного единства, а сегодня школьники страны поучаствуют в едином уроке на эту тему
В школах страны сегодня, 17 сентября, проходит единый урок — ко Дню народного единства. Ученики узнают, почему 85‑летняя годовщина воссоединения Западной Белоруссии и БССР так важна для белорусов. Историческую тему обсуждают даже с первоклассниками: программа занятия подобрана с учетом возраста. Посмотреть, как шла подготовка к нему, накануне заглянули в столичную гимназию № 38.
Татьяна Калиниченко — учитель начальных классов минской гимназии № 38.
— У меня уже есть пост ко Дню народного единства — публикую! — одиннадцатиклассница Анна Рябычина держит в руках мобильный телефон.
Умница и красавица — это про нее. Дважды победительница олимпиады по белорусскому языку и литературе на городском этапе, участница многочисленных патриотических конкурсов. Она создала телеграм-канал, где рассказывает школьникам о Беларуси. Писатели, поэты, спортсмены, ученые — в фокусе ее внимания самые заметные персоны как настоящего, так и прошлого нашей страны. Не обходит и темы исторические: все-таки урок истории — один из любимых. Часто публикует факты в виде опросов, тестов, фотозагадок. Современные школы имеют дело сразу с двумя поколениями — зумерами и альфа. Информацию они воспринимают и обрабатывают по-своему. Анна рассказывает, как родилась идея создания сообщества:
— У меня есть младшая сестра, и я вижу, что ребятам ее возраста все сложнее вычленять информацию из книг и учебных пособий, а значит, им необходимы новые подходы в обучении. Нас объединяет общий культурный код, исторический контекст, политические события. И я пытаюсь через свой канал рассказывать о нашей стране интересные и правдивые факты в понятном для молодежи формате. Получается, не просто говорю, что я патриот, а проявляю позицию конкретными поступками.
Анна Рябычина.
Учитель начальных классов Татьяна Калиниченко ко Дню народного единства решила удивить своих второклассников: подготовила интересную видеонарезку. К слову, ее ученики никогда не будут равнодушными к своей стране: вместе с ними она путешествует по белорусским достопримечательностям, а потом монтирует душевные видеоролики. В картотеке Татьяны Антоновны собрано уже более 20 видеоисторий. Чтобы смонтировать один фильм, у педагога уходит несколько дней:
— После совместных просмотров я вижу: мои труды не проходят зря. К ребенку — заметьте, еще маленькому! — приходит осознание, что он живет в стране с многовековой историей, богатыми традициями, интересной культурной жизнью. Он видит, что у нас ценят историю. Мне кажется, именно так формируется уважительное отношение к прошлому страны, воспитывается патриотизм и ответственность.
Татьяна Калиниченко с ученицей 2 «В» класса Русланой Цыглер.
Уроки, которые проходят по всей Беларуси, — особенные, потому что в фокусе их внимания значительные для нашей страны события, отмечает учитель истории Елена Петухова:
— На протяжении учебного года проводится несколько таких уроков. Например, есть занятия, посвященные историческим событиям: трагедии в Хатыни, событиям Великой Отечественной. Есть приуроченные ко Дню знаний, Дню семьи. Концентрируем внимание детей на духовных и нравственных ценностях. И подчеркиваем, насколько мы, белорусы, сильны. После таких уроков особо остро ощущаются чувства сплоченности и солидарности.
Удобно, что при подготовке к уроку педагоги могут воспользоваться матрицей, размещенной на Национальном образовательном портале, считает директор гимназии Наталья Васильченко:
— Но каждый учитель добавляет собственные наработки или идеи. Очень важно, чтобы такие уроки откликались в детских сердцах. Мы, педагоги, не просто рассказываем о празднике, а помогаем осознать его глубокий смысл и значение.
ВАЖНО
Студенты и преподаватели вузов страны вчера написали республиканский диктант «Дзень народнага адзiнства». Трансляцию диктанта вели из Белорусского государственного педагогического университета им. М. Танка. Текст читала первый заместитель председателя Союза писателей Беларуси Елена Стельмах. В этом году он оказался куда сложнее прошлогоднего. Нужно было быть очень внимательным при расстановке знаков препинания: много сложноподчиненных предложений. Елена Анатольевна отметила и содержание диктанта, который емко отразил сложный путь сплочения белорусского общества, воссоединения в 1939 году территорий государства и важность независимого развития современной Беларуси.