«Зеленая граница» Агнешки Холланд – фильм, который побьет рекорды, но явно не кинематографические. Группа мигрантов с Ближнего Востока неоднократно пытается пересечь границу, но польские силовики их снова и снова возвращают в зону отчуждения. Пытки и избиения со стороны охраны являются обычным явлением. Другие товарищи по несчастью умирают от холода или тонут в близлежащих болотах.
Польша об этом вспоминать не хочет. Говорить тоже. А значит, этот фильм для них как пуля в висок польской верхушки. Он уникален уже тем, что снимали его подпольно. Смотреть, похоже, будут так же. Самое интересное, что количество критиков растет быстрее, чем число просмотров. Можно даже сказать точнее: это фильм, который мало кто смотрел, но обсуждают все. И дело не в его художественной ценности. Главное в нем не сама картинка, не роли, не игра актеров, а смысл. Именно смысл стал главной точкой прицельной критики. Это единственный фильм, на который первыми среагировали первые лица Польши: президент, премьер, министры обороны, юстиции, внутренних дел.
И что-то подсказывает: это произошло не потому, что они какие-то ценители творчества известного режиссера. Здесь есть много личного и общего для каждого из них. Это место преступления, а точнее граница, где они из обычной рутинной работы с мигрантами сотворили кровавый и жестокий кризис. Встав в контры с Беларусью, бравые польские лидеры решили, что легко справятся с работой на двоих. И ничего не нашли лучше, чем продемонстрировать превосходство своей расы перед ближневосточными беженцами.
А там-то все как раз и тянет на преступление против человечности. Сколько замученных и убитых руками польских военных в ходе этой операции по усилению границы полностью раскроет полноценное расследование? Но даже то, что задокументировано белорусскими правоохранительными органами и собрано польскими очевидцами и волонтерами, уже обещает международный трибунал. Поэтому правящие превентивно нападают и обвиняют режиссера-еврейку в нацистской пропаганде. Поэтому их комментарии и оценки похожи на классическую реакцию обвиняемых в преступлении. Слишком много отрицания. От этого неприятия польской верхушкой фильма «Зеленая граница» веет животным страхом перед неизбежностью наказания.
Если точнее, то это фактически и есть список тех, кто отдавал преступные команды, и тех, кто их исполнял. Можно уже снимать продолжение фильма «Зеленая граница. Возмездие».
А пока у них власть. И они ее всячески используют для сокрытия следов преступлений на границе, стирают из памяти поляков шок от произошедшего, придумывают оправдания. И все равно боятся. Боятся даже художественного вымысла в этом направлении. И тем самым признают, что сила в правде. А она явно не на их стороне.
Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности.