На заседании коллегии министр здравоохранения Владимир Караник озвучил сразу 3 важных момента, которые должны серьезно изменить саму систему оказания медицинской помощи.
Итак, каких новшеств ожидать?
Первое: с этого года начинает работать система аккредитации медучреждений. Лечебно-диагностические возможности больниц и поликлиник, их оснащенность должны соответствовать тем видам и уровням медицинской помощи, которые они собираются оказывать. Если нет надлежащих ресурсов, то и заниматься теми или иными услугами не разрешат. Планируется, что такая система аккредитации будет состоять из двух уровней. Базовый коснется государственных медицинских учреждений. А добровольную аккредитацию смогут пройти те медучреждения, которые захотят подтвердить свой более высокий уровень, и частные медцентры. По планам в полную силу система заработает с 1 января 2023 года. К слову, с этого момента финансирование из бюджета приостановится для тех учреждений, которые такую аккредитацию не получили.
Почему это важно? Как подчеркнул Владимир Караник, в первую очередь это поможет повысить безопасность и качество медуслуг. Судите сами: вряд ли можно оказать качественную неврологическую помощь там, где нет возможности нейровизуализации, КТ и МРТ. И в таких случаях пациенты смогут получить весь спектр услуг в межрайонных и межрегиональных центрах. Это уже второе новшество, которое призвано улучшить систему здравоохранения, в первую очередь в регионах.
Создание таких центров задумывалось исходя из принципов «золотого часа», когда пациенты в угрожающих жизни ситуациях должны получить самую высокотехнологичную помощь в современном медцентре, до которого можно добраться за 60 минут. Подобными базами выбираются уже существующие учреждения здравоохранения, их дополнительно оснащают техникой, укомплектовывают высококвалифицированными кадрами, чтобы персоналу было под силу сделать все вмешательства, оказать любую специализированную помощь. В новом формате уже пробуют работать Мозырь и Новополоцк, на очереди Островец, Молодечно, Борисов и Бобруйск.
Еще один важный, третий, вопрос, стоящий на повестке дня: как оценить качество оказываемой медицинской помощи? Да, задача непростая, тем более когда у пациента в анамнезе, кроме основного заболевания, может присутствовать еще и ряд сопутствующих. С 1 марта прошлого года для разработки новой системы заработала организационная вертикаль, готовятся соответствующие эксперты.
Минздрав в очередной раз предупредил, что будет жестко требовать соблюдения всех медицинских стандартов и норм деонтологии. Потому что главная оценка работы всей системы здравоохранения — это мнения и отзывы пациентов. Увы, за прошлый год число обращений выросло на 21 процент по сравнению с предыдущим. Да, люди стали более образованными и требовательными, имеют под рукой интернет и сиюминутно готовы переуточнить диагноз врача через свой смартфон. Да, есть и хронические жалобщики, вечно всем недовольные. Но вместе с тем, признает Минздрав, есть и немало дельных нареканий. Министр считает: обоснованные жалобы — это показатель качества работы всей отрасли в целом. Поэтому так важно и своевременное ее реформирование, и работа каждого отдельного учреждения здравоохранения.