Каждый день Алла Жегало спешит в Лидскую центральную районную больницу к чужим детям. К тем, кого еще при рождении бросила мать, к тем, чьи родители оказались, мягко говоря, не в состоянии их воспитывать и получили статус неблагополучной семьи. Около месяца эти крохи и ребята постарше находятся в больнице, после чего их передают в дом малютки или в приют. И все это время рядом с ними тетя Алла.
Тетя Алла
Несколько лет назад Алла Жегало уже работала социальной няней в проекте. В этом году вышла из декрета и снова вернулась в больницу. Такому повороту событий очень рады и медики, которые тоже по возможности ухаживают за детками, и председатель районной организации Белорусского общества Красного Креста Екатерина Сапега:— Дети попадают в неизвестность, а это их пугает. Врачи и медсестры не всегда могут прийти к ним, понянчить, поиграть: у них достаточно своей работы. И сейчас, когда мы возобновили проект, я очень хотела, чтобы к нам вернулись либо Алла, либо Вероника Лескевич (она сейчас в декрете). Они уже работали, причем обе настолько разные. Алла — многодетная мама, поэтому с детками умеет обращаться как никто. А Вероника пришла к нам в 22, детей у нее не было, зато было педагогическое образование и большое желание помочь малышам, сделать их пребывание в больнице не таким одиноким.
Лицо маленькой Вари озаряется радостью, когда на пороге палаты появляется Алла. Малышке всего год и два месяца. Нам не разрешают фотографировать ее лицо, так как официально родительских прав мать еще не лишили. Что произошло в семье девочки, Алла не знает. Да и старается не узнавать, признается она. Тяжело. Хотя Варина мама пару раз за месяц навестила дочь — в больнице этого делать никто не запрещает. Однако желание повидаться с ребенком у таких родителей возникает, увы, не так часто. А Варю, кстати, полюбил весь персонал больницы. Очень спокойная, ест хорошо, любит играть. Можно спокойно оставить ее с игрушкой и не переживать, что та ей быстро наскучит.
Заменить маму детям Алла не пытается. Но все равно многие из них, особенно малыши, называют ее именно так: мама. В их числе и Варя.
— Нет, Варюша, тетя, — сразу же исправляет девочку няня. — Это неправильно, ведь у этих деток есть мамы, у каждого своя.
Балует няня Алла подопечных часто: то что-то вкусненькое, то игру какую-нибудь принесет. Бывает, они не хотят отпускать ее домой.
— Да, практически все дети очень болезненно реагируют, когда видят, что я собираюсь уходить, — говорит она. — Поэтому я стараюсь это делать после того, как уложу их спать. Но не всегда получается. Некоторые чувствуют, что я собираюсь уйти, и специально не спят. Я всегда им объясняю, что дома меня тоже ждут дети, голодные, их надо покормить, сделать с ними уроки. Но окончательно они успокаиваются после обещания, что завтра я снова приду.
Шанс на счастье
До того как прийти няней в педиатрическое отделение, Алла работала со старшими детьми, которых изымали из неблагополучных семей и переводили в инфекционное отделение больницы. И если малыши в силу возраста не понимают, что сейчас происходит, то дети постарше все видят и задают много вопросов о том, где их родители, когда они придут.— Я всегда говорю, что мама работает, делает все необходимое, чтобы поскорее забрать ребенка домой. Что бы ни происходило в их семьях, какими бы ужасными ни были родители, дети все равно всегда их ждут и верят, что те скоро за ними придут, — рассказывает Алла. — Бывает сложно найти контакт с подростками. Как правило, они замкнуты, а попадая сюда, в больницу, становятся еще более закрытыми. Помню, был у меня мальчик Женя. При встрече с ним я раскрывала объятия, давая понять, что мне можно доверять, я его не обижу. Моей маленькой победой стало то, что в один прекрасный день он тоже протянул ко мне руки. Я очень переживаю, когда вижу деток, не умеющих реагировать на ласку, доброе слово. Ведь это становится следствием того, что пережил ребенок.
К сожалению, не всегда ожидание в больнице заканчивается воссоединением семьи. Тогда Алле приходится везти подопечных в гродненский приют. Каждый раз для нее это испытание. Ведь на наивный детский вопрос «Куда мы едем?» приходится отвечать ложью, которая звучит как поездка в лагерь.
— Я везу их не в сам приют, а в Гродно, — поясняет Алла. — Там уже нас ждут и забирают у меня ребенка. Помню, мальчик так долго смотрел на меня через окно и, пока его не забрали, я не могла уехать. Ко всем деткам привыкаешь, и очень тяжело расставаться. Когда вижусь с работниками приюта, всегда спрашиваю, как там мои дети. Многих забрали: кого-то родители, кого-то удочерили или усыновили. У них появился второй шанс на счастливое детство в любящей семье. И от этого становится радостно и тепло на душе.
Несмотря на то что дома ждут трое своих чад, ради этих детей Алла частенько задерживается в больнице. Они знают, где работает их мама, и гордятся, что она дарит тепло и любовь тем, кто не знает, что это такое. Тяжело было в первое время, когда только-только пришла в проект. Видя состояние жены, муж даже отговаривал от такой работы. Алла близко к сердцу принимала судьбы этих детей. Приходила домой и плакала. Когда слезы высыхали, разговаривать желания не было. Муж все это видел и очень переживал за нее. Но спустя время Алла научилась справляться с эмоциями, осознав, что нужна не только этим деткам, но и своей семье.
За время работы в Красном Кресте Алла Жегало поделилась любовью с тремя десятками детей. Для них она добрая тетя, которая вместе с ними находилась в больнице, кормила, играла, заботилась о них и помогала перенести пугающее одиночество. Каждого она помнит, даже дневник ведет, в котором указаны имена и фамилии детей. Зачем? На этот вопрос у нее ответа нет, ведь вряд ли получится снова с ними увидеться. Но за каждого из них до сих пор переживает. Алла верит, что они, несмотря ни на что, будут счастливы.
Наталия ТОЛКАЧЕВА, председатель Гродненской областной организации Белорусского Красного Креста:
— Проект «Няня вместо мамы» стартовал в 2016 году в Гродно. Все началось с волонтерской инициативы всего нескольких мам, а переросло в республиканский проект.
Более пяти лет няни Красного Креста работали в Гродно, Лиде, Слониме, Сморгони, Новогрудке. За этот период более двух тысяч детей, оставшихся без попечения родителей и находившихся на стационарном лечении, были согреты добротой и лаской нянь.
В 2022-м республиканский проект был приостановлен, но благодаря поддержке и пожертвованиям неравнодушных людей в 2023-м нам удалось вновь организовать работу социальной няни в Гродно и Лиде. Мы благодарим каждого, кто помогает подарить заботу и внимание детям, очень нуждающимся в этом.
Помочь может каждый
Чтобы проект «Няня вместо мамы» продолжался, нужны средства на оплату труда социальных нянь, закупку подгузников, салфеток и всего, что необходимо в уходе за малышами. Оказать посильную помощь малышам может каждый. Для этого в Белорусском Красном Кресте открыта акция по сбору средств для поддержки проекта.Сделать пожертвование можно через систему ЕРИП. Для этого необходимо последовательно выбрать: система «Расчет» (ЕРИП); «Благотворительность, общественные объединения»; «Помощь детям, взрослым»; «Белорусский Красный Крест»; «Гродненская организация»; «Благотворительный взнос»; код акции "Няня вместо мамы" 9017; вместо фамилии плательщика указать "г.Лида".
yankovich@sb.by