![](/upload/iblock/af3/af3b0bd4cf7bcb14dc48e6443f762cf3.jpg)
С национальным акцентом
Вадим Лойко – основатель первого белорусского интернет-магазина настольных игр. На его сайте – около тысячи наименований всевозможных настолок: от классических «Монополии» и «Мафии» до прекрасно сделанной стратегии по мотивам «Робинзона Крузо». Стоит она как хорошие кожаные ботинки. При этом 99 процентов игр приехали из России, белорусских – не больше десятка. Например, неплохо раскупается «Вежа» – аналог известной игры «Башня», проводит экскурсию по ассортименту магазина его владелец:
– Суть та же: сначала строите башню, а затем по очереди вынимаете из нее костяшки, пока конструкция не рухнет. Наш вариант отличается только ценой (она существенно ниже) и дизайном упаковки: надпись «Беларусь» и рисунок в виде контура страны нравятся иностранцам.
![](/upload/iblock/ee3/ee3f511bfd6b21f7f1a7dabecc23ccb1.jpg)
Настолка «Прастол Вялікага княства Літоўскага» появилась в магазине всего пару недель назад. Игра образовательная: участники примеряют на себя роли великих князей, охраняют свои земли и завоевывают новые территории, попутно освежая знания по истории. Ноу-хау заключается в том, что новинка имеет связь со смартфоном: на карточках имеется штрих-код, который можно считать специальной программой – тогда на экране появится вопрос с вариантами ответа. Игру, на разработку которой ушел целый год, выпустило частное предприятие, специализирующееся на создании выпускных альбомов для школ и вузов.
– По работе мы много общаемся со школьниками, и они часто делятся мыслями о том, как было бы здорово, если бы на уроках было больше игровых моментов, – рассказывает один из создателей «Прастола...» Никита Ширинский. – Так мы решили сделать игру. Чтобы вопросы были интересными и грамотными, консультировались с профессиональными историками, которых нам посоветовал Национальный институт образования. Игра не самая дешевая – 65 рублей, но вопросы в приложении все время меняются. Поэтому, имея одно поле и один набор карточек, покупатели каждый раз получают новую комбинацию. Пока продаж не очень много, но мы не расстраиваемся, ведь игра только появилась на рынке. Верим, что все получится.
![](/upload/iblock/1a9/1a9c53b07e4d9f87973ec0c50520bada.jpg)
Почему не выгодно?
Предпринимателю Вадиму Лойко идея ребят очень нравится, но, к сожалению, он сомневается, что игру ждет коммерческий успех. Уж слишком часто белорусские настолки, которые появлялись на прилавках и активно рекламировались, через пару лет пропадали из продажи. Так было с похожей на пасьянс карточной игрой «Интель тренинг Драницкого». Автор искренне надеялся, что она может стать брендом Беларуси, как Эйфелева башня – символом Франции. Но, увы, смелым мечтам не суждено было сбыться, и 27 магазинов «Белсоюзпечати», которые взяли игру на реализацию, вскоре перестали ее продавать.
Стало сложно найти и «Белаполию» – наш аналог «Монополии», где вместо заводов, газет, пароходов участники могут купить завод «Аист» или компанию «Савушкин продукт». «Знаменка» попыталась приобрести игру на популярном интернет-сайте, но получила в ответ письмо: «К сожалению, в настоящее время игры нет в наличии, поставок не планируется».
![](/upload/iblock/af0/af0a4bfab9fe2e5cce67d6092c598296.jpg)
Почему же выпуск белорусских настолок, даже самых рекламируемых, через год-два сходит на нет? Все очевидно, уверен Вадим Лойко:
– У нас слишком маленький рынок, чтобы этот товар хорошо продавался. Чем больше комплектов игры закажешь в типографии – тем меньше стоимость одной штуки. Но у нас заказывать 2000 экземпляров смысла нет – они годами будут лежать на складах. А печатать игру маленькими партиями тоже не выгодно – слишком дорого. Поэтому предприниматели, которые выпустили одну игру и поняли, что заработать на ней не удается, перестают этим заниматься.
Одобрено Нацбанком
Константин Владимиров-Журавский, наверное, единственный в стране создатель оригинальной настольной игры, которая успешно продается вот уже пять лет. Его Flixa (кстати, рекомендована Министерством образования и Нацбанком для повышения финансовой грамотности населения) продается не только у нас, но и в России, Латвии. Если объяснять на пальцах, игра, состоящая из 54-х карточек, учит проводить сделки с недвижимостью, покупать и продавать акции, платить по счетам и приумножать богатство с помощью депозитов.
![](/upload/iblock/741/741d5da7708f9a01443af6d0b447a613.jpg)
– Десять лет назад я организовал в Минске клуб любителей игры «Денежный поток» Роберта Кийосаки. Но многим ее правила казались слишком сложными. Кроме того, игра была оторвана от наших реалий. «А почему здесь к бизнесменам не приходят налоговые проверки? Почему им не надо делать отчисления в ФСЗН?» – недоумевали игроки. Я учел все это и сделал новую игру – Flixa.
Со временем у игры появились другие варианты («Flixa Фермер», «Flixa Зомби»), у нее есть свои фанаты и турниры.
![](/upload/iblock/943/943c4c76af027ed52a04d42728ca27c7.jpg)
![](/upload/iblock/43f/43f4a2b6bba4f51628de9fe8d5e48c40.jpg)
![](/upload/iblock/9a4/9a46a0d43e4e8b9c8ef6aa1362ff6555.jpg)
– Даже пришлось на коробке добавить надпись: «Вызывает стойкое привыкание», – шутит Константин. – А вообще, выпустить игру несложно: творческий процесс очень увлекает. Но чтобы ее продать, нужно провести огромную работу: договариваться с магазинами, оформлять десятки накладных, постоянно ходить на почту, отправлять посылки. Многие оказываются не готовы к этой рутине – и предприниматель перегорает, игра сходит на нет. Есть и еще одна особенность. Вы обратили внимание, что я нигде не указал на коробке крупным шрифтом – «белорусская игра»? А все потому, что многие уверены: импортное – лучше, чем свое. Печально, но это факт, с которым приходится считаться.