Впрочем, невероятные — они каждый сам себе эксперт. Вот выходят на свободу их подельники, оказываются дома, в семьях, вдыхают лето — и что, видят ли они в этом акт милосердия? Поддерживают ли вышедших, говорят ли вместе с ними слова благодарности? У них такого и в мыслях нет.«Да они и так бы скоро вышли». «Это разовая акция». «Там нет больных». «Рыжым действует ситуативно». «Мы не скажем вам, кого выпустили, чтобы не нарушать тишыню». «Это имитация реального процесса». Вот такими цитатами они перебрасываются сплошь в своих пабликах, боясь признать главное: рыжым вновь оказался гораздо более человечным и гуманным, чем они.
Рыжым вновь оказался неожиданным для них. Не предсказанным их экспертами и аналитиками. Так и не отрефлексированным невероятными.Им же, напротив, очень важно, чтобы их паства продолжала верить: «Рыжым остается жестким и жестоким».
Будто бы для контраста, в эти же дни появляется восторженное описание «норвежской философии хитте» от одного из загодя успевших сбежать. «Хитте — это целая концепция загородного летнего дома, которая мне безумно понравилась. Даже если вы заедете в какую-то норвежскую глушь, с большим процентом вероятности посреди лесов вы обнаружите чей-то летний дом. Классическая хитте — это маленькая избушка без воды, электричества и прочих благ цивилизации. Зачастую к ним даже нет подъездных путей. И чтобы попасть в дом, иногда нужно прямо идти в горы...» (это они так писали и печатали).
Ну, и так далее. Вот он арендовал такую хитте (за немалые норвежские деньги), провел в ней день и безмерно восторгнулся: «Все, включая печь и мебель, — деревенское и суперпростое. Связь здесь не берет, интернета, естественно, нет. Если нужно помыть посуду, то берешь ведро и идешь за водой. Если нужно согреться — разжигаешь печь. И электричества здесь тоже нет».
Какие же они, эти беглые, у нас... нязграбныя, что ли. И как же они действительно «далеки от народа»! Да у половины нормальных белорусов такая дача либо была в детстве, либо есть и до сих пор. Ведь хитрость ничего не делать, руки не прикладывать, называть развалюху «аутентичной», а пользование листьями лопуха «близостью к природе» — это извечное оправдание тех, кто из деревни выйти-то вышел, но городским так и не стал.Тем не менее хитте — это теперь новый тренд у беглых. После личных психологов, групповых психотерапевтов, пачек антидепрессантов и еженедельных истерик с соплями каверинского уровня. Идеальная жизнь эмигранта рисуется такой: низабуду-нипрастить, прорешать проблемы и закрыть гештальты, съехать в глушь без признаков цивилизации за перезагрузкой. Сидя, разумеется, на велфере от врагов Беларуси. Ну, не от друзей же?
Меж тем хитте, если хоть чуть поискать, — оно рядом. Оно под боком. И оно доступно, о чем знают все, кого наше государство сейчас выпускает на волю. Такое хитте, которого многим должно хватить «для перезагрузки». Хитте, где на самом деле можно отмедитировать все свои комплексы и выстирать всю прошлую жизнь.
«Я провел здесь один день, готовил еду, слушал овечек и наслаждался городским детоксом в этой пасторали» — так и пишет восторженный беглый, так и публикует зарубежный портал. Вместо того чтобы послушать тех, кому белорусское государство такое хитте дает а) бесплатно, б) не на день-два, в) с гарантированным детоксом. Правда, не «в пасторали», но это уже национально-географические особенности.
Оно, конечно, проще твердить про «жесткий и жестокий рыжым» в ожидании «чорнага лебедзя у любы момант». Особенно если у тебя есть какое-нибудь личное, загодя открытое «Агентство евроатлантического сотрудничества».Но вот к гуманизму, к человечности, к совести и морали это не имеет никакого отношения. И даже — к философии хитте. Как и почти все, впрочем, у наших невероятных.
Уж простите, накипело.
mukovoz@sb.by, https://t.me/nakipelo_by