Жизнь в небольших городах и поселках зачастую завязана на градообразующие предприятия. Это работа и зарплаты у людей, налоги в местном бюджете. В последнее время появление новых фирм с районной пропиской — результат деловой инициативы предприимчивых людей. Как стимулировать бизнес, создавать производства и новые рабочие места в глубинке? Где взять для них квалифицированный персонал? На очередном заседании Совета по развитию предпринимательства при Президенте намерены предложить ответы на эти вопросы.
Специализация в каждом регионе возможна. Исходя из его сырьевых ресурсов, экономики, кадрового потенциала.
Накануне «Р» встретилась с членами совета Сергеем Новицким и Андреем Сериковым и узнала их мнение о путях развития бизнеса в регионах.
Как спровоцировать всплеск деловой инициативы в небольших городах, планируется обсудить на очередном заседании Совета по развитию предпринимательства при Президенте на следующей неделе. В повестке дня проанализировать два взаимодополняющих вектора: формирование разноплановой инфраструктуры для выращивания «домашних» предпринимателей и способствование деловой интервенции из столицы и областных центров. Накануне заседания совета о деловой инициативе в местечках «Р» поговорила с членами совета Сергеем Новицким и Андреем Сериковым. Обоим тема близка. У СООО «Хенкель Баутехник», возглавляемого Сергеем Новицким, производственная площадка находится в Заславле. Не бог весть какая периферия, но полтора десятка лет назад, когда концерн инвестировал в Беларусь, транспортная инфраструктура не была столь развита. Да и ментальность белорусов еще не отличалась сверхмобильностью. Компания «Марк Формэль» Андрея Серикова вообще зарождалась в Узде. И с 2000-х доросла до международной. Но все 14 фабрик «Формэля» расположены в райцентрах и небольших населенных пунктах. Словом, предприниматели прекрасно знают и «красные углы», и изнанку бизнеса в регионах.
В программе пятилетки акцент сделан на развитии 62 центров экономического роста.
Разматывание спирали
Оба собеседника уверены: времена сверхконцентрации ресурсов в Минске проходят. По крайней мере для производственного бизнеса. Для малых предприятий столица была и остается дорогой. А вот преимущества дает далеко не всегда. Одна из непоследних проблем — дефицит рабочей силы. Она вроде бы есть, но если посмотреть внимательно, — ее нет. Либо она неоправданно дорогая и цена не соответствует квалификации.
«Сейчас мы идем за людьми, — признается Андрей Сериков. — Где есть рабочая сила». В Минск «Марк Формэль» не заходил. Когда компания только зарождалась, столица ей объективно была не по зубам: выиграть у крупных минских производителей конкуренцию за швей было нереально. «А потом и не пытались, — резюмирует Андрей Сериков. — Развиваемся через создание новых производственных площадок в регионах. Последнюю фабрику открыли в Орше. Набираем людей. Город перестраивается, государство вкладывает в него значительные ресурсы. Спустя время оценим эффективность». В Минске тяжело найти рабочих. Все хотят быть айтишниками, юристами, экономистами. А в регионах еще есть «синие воротнички». Хотя и там они заканчиваются. «Средний возраст швеи на нашем предприятии — 47 лет, — констатирует Андрей Сериков. — Занимаемся автоматизацией, покупаем роботов».
Сергей Новицкий согласен с коллегой: для бизнеса сегодня место красят трудовые ресурсы. «На «Хенкель Баутехник» трудятся только около 10 процентов жителей Заславля, — делится он своим опытом. — Около трети — минчане. Остальные приезжают из окрестных населенных пунктов и Молодечно». По убеждению предпринимателя, Минск и его пригороды «набили ресурсами — дальше некуда». По логике вещей сжатая пружина теперь должна разворачиваться в обратном направлении. В ближайшее время ее инерция захватит города-спутники, а потом распространится и на более далекие регионы. Тем не менее хорошее транспортное сообщение играет принципиальную роль. По крайней мере, в некоторых случаях.
Ничего личного — только арифметика
Несомненно, рано или поздно переполненные центры будут вытеснять предпринимателей в малые города. Но вопрос регионов стоит остро здесь и сейчас. Тянуть с проблемой дальше нельзя. Иначе приличная часть районов совсем запустеет. Как заманить бизнес на периферию? И молодой, и уже состоявшийся.
«Сильный аргумент — сниженные налоговые ставки или их отсутствие», — утверждает Сергей Новицкий. Он объясняет честно и откровенно: чаще всего предприниматель выбирает географию своего пребывания не из-за природных пейзажей или личных пристрастий, а исходя из экономики. Как в аптеке: кладут на весы все издержки, риски и прелести каждого региона. Где норма прибыли на капитал окажется выше, там и открывают дело. Причем бизнес стал космополитичен: подвергает сравнению не только, скажем, Минск, Гомель и Калинковичи, но оценивает возможности населенных пунктов и в Смоленской, и в Черниговской областях. Ничего личного, только арифметика.
Пилотный проект по развитию Орши планируется распространить и на другие отстающие в экономическом смысле районы.
В этой связи эксперт вспомнил ставший притчей во языцех налог на землю и недвижимость. Точнее, право районных Советов депутатов вводить повышающий коэффициент до 2,5. «Насколько понимаю, в 2015 году вводили эту меру как временную, но сейчас она обладает явно сдерживающим фактором», — уверен Сергей Новицкий. Он признается: для бизнеса в глубинке есть много объективных неудобств. И они должны перекрываться налоговыми льготами. Вплоть до полной отмены фискальных платежей. Приблизительно так поступила Ирландия и быстро из депрессивной страны превратилась в процветающую: за преференциями в Дублин примчались штаб-квартиры топовых международных корпораций. С собой они принесли и спрос на рабочую силу, и обслуживающую инфраструктуру. Словом, для красивой жизни надо заманить головной офис, скажем, Apple в Кобрин!
«А почему бы и нет?!» — не смущается дерзновенности замысла Сергей Новицкий. И предлагает: освободить в двух-трех депрессивных районах бизнес от всех налогов. Итоги эксперимента покажут его жизнеспособность. Не перебежит ли бизнес из Минска? Тут уже необходимо просчитывать все фискальные риски и экономические выгоды в страновом масштабе.
А может, точка роста во взращивании местных предпринимателей? Такое возможно. Катализатором могут выступить доступные и современные производственные помещения для начинающего бизнеса. «Пускай небольшие, 200—500 квадратных метров, но с подключенными коммуникациями и по государственной арендной ставке: мини-технопарки», — говорит Андрей Сериков. По его мнению, они должны быть в каждом районе. Из своего опыта он знает: свободная индустриальная недвижимость во многих регионах закончилась. Остался только полный неликвид, не подлежащий восстановлению. А в сельскохозяйственных поселках и городках промышленная недвижимость отсутствует исторически. «Марку Формэлю» приходится уже возводить новые фабрики. Но это большие инвестиции. Их может себе позволить только зрелая и состоявшаяся фирма. У начинающих предпринимателей такое получится вряд ли. Подобные подходы есть в Турции, Китае, и они дают свой результат.
Несомненно, рано или поздно переполненные центры будут вытеснять предпринимателей в малые города.
Сергей Новицкий тоже полагает, что один из стимулов для бизнеса — создание участков с наличием инфраструктуры, хотя бы минимальной, — подъездными путями, подведенным газом и электричеством. И нормы необходимо упрощать в разумных пределах. «Если послушать каждое ведомство, то их требования вроде бы и обоснованные, но когда сведешь воедино… Непонятно, то ли производство строишь, то ли рекреационно-пожарную зону», — заверяет Сергей Новицкий.
В той или иной степени готовые места для бизнеса завлекут в глубинку пришлых предпринимателей и подтолкнут к действию местных новаторов. «У нас очень талантливые люди, у них много идей, главное — дать шанс их реализовать», — рассуждает Андрей Сериков. Тем более современные технологии позволяют не чувствовать себя оторванным от лихорадочного пульса жизни даже в самой глухой деревушке. А сегодня для малого бизнеса главное — интересная идея. Те же дизайнеры могут работать в удаленном доступе. Или организовать небольшое производство на родине, а работать на всю страну. И такие примеры бизнесмен может приводить почти до бесконечности.
Поселки спасет экспорт
«Возродить регионы может только экспорт, — убежден Андрей Сериков. — Идти на чужие рынки, драться за них. Ни в футболе, ни в хоккее не победишь, если все время стоишь у своих ворот. Нарастить производство можно только за счет экспорта. Тогда возникнет спрос на производство. И предприниматели потянутся в регионы». В крупных городах элементарно места не осталось.
Да, надо уметь конкурировать со всем светом. Только так получится эффективно использовать рабочую силу. А ее немного. И в регионах, и в целом по стране. «Нас всего лишь девять с половиной миллионов человек!» — восклицает предприниматель. И уже сегодня приходится внедрять автоматизированные системы, роботов. Чисто рабочие специальности вымирают вместе с их носителями. За ручной станок молодежь не загонишь. А вот оператор — более солидная должность.
Готовые места для бизнеса завлекут в глубинку пришлых предпринимателей и подтолкнут к действию местных новаторов.
Правда, возникает другой вопрос: и для экспорта, и для современного производства требуются квалифицированные кадры. И соответствующее образование. Но в этой сфере есть проблемы. «Система не развалена, но жизнь ушла вперед, а вузы за ней не успели», — рисует невеселую ситуацию Андрей Сериков. Нужны, очень нужны инженеры, механики, технологи. Их вроде бы и готовят, но программы не претерпели существенной трансформации годов с 1970-х. «Преподаватели в глаза роботов не видели, — делится своим опытом Андрей Сериков. — Надо развивать практикоориентированное образование, новые отрасли, которые вдохнут жизнь и повысят конкурентоспособность старых».
Хотя он признает: у нас есть немало конкурентоспособных товаров на открытом рынке. В IT, фармацевтике, косметике… Но критическая масса таких производств для экономического рывка страны еще не достигнута. И образование — принципиальный вопрос. Для развития того же экспорта необходимы компетенции. Хотя бы знание делового иностранного языка. «Государство должно способствовать развитию перспективных, маржинальных отраслей, — считает Андрей Сериков. — Оно так и поступает: IT, биотехнологии». Какими станут точки роста в конкретном регионе, до конца не предсказуемо. Может выстрелить любая, самая неожиданная идея. Так уж устроен нынешний инновационный мир.
Сергей Новицкий убежден: специализация в каждом регионе возможна. Исходя из его сырьевых ресурсов, исторически сложившейся региональной экономики, кадрового потенциала и множества других факторов. Всех из центра не всегда и увидишь. А вот местным властям они прекрасно известны. И логично в рамках местного самоуправления расширить их полномочия как в финансовом отношении, так и по предоставлению преференций. Чтобы на местах появилась реальная возможность проводить более гибкую политику.
Впрочем, развитие регионов — задача комплексная, из многих составляющих. И в ее решении должны принимать участие и центральная власть, и региональная, и местная. Грех остаться в стороне и деловому сообществу. Как, кажется, было бы прекрасно, если бы предприниматели обоснованно и аргументированно ответили на вопрос: какие нужны льготы в регионах и какой будет результат. Государство как никогда готово на компромисс. Но при ответственности всех участников «сделки». Как в случае с Декретом № 8 и Парком высоких технологий.
Владимир ВОЛЧКОВ.
volchkov@sb.by
ОФИЦИАЛЬНО
Найти ответ на сложный вопрос
Первый заместитель Премьер-министра Александр ТУРЧИН во время итоговой коллегии Министерства экономики констатировал: проблемы в региональном развитии есть:
— Одна из угроз — расслоение по экономической активности и уровню жизни в региональном разрезе. Мы проводим диагностику регионов и, к сожалению, видим: есть районы, бюджет которых на 80 процентов дотационный, а 20 процентов собственных доходов наполовину формируется подоходным налогом бюджетных организаций. Говорить о какой-то экономической активности в этих регионах не приходится. Проблема серьезная, и, наверное, простых ответов на решение этих вопросов нет. Есть международный опыт, в разных странах к этому по-разному подходили. На ближайшем Совете по развитию предпринимательства в расширенном составе мы попытаемся обсудить и решить, как стимулировать активность в регионах.
У нас на выходе готовится указ по стимулированию местных органов власти в зависимости от работы как раз негосударственного сектора экономики в отдельно взятом регионе. Мне кажется, это одна из важных тем — как там относятся к бизнесу, насколько бизнесу комфортно в районе, развивается ли он. Ведь от этого зависит увеличение налоговых поступлений в бюджет.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Акценты на карте
Министр экономики Дмитрий КРУТОЙ перечисляет новации 2018 года в части регионального развития:
— Во-первых, через планы индустриализации наводится порядок по всем инвестпроектам, которые реализуются в стране. Это дает полную ясность, за счет чего будет развиваться каждый конкретный район, понимание, как работают с инвесторами экономические службы на местах и какая у них результативность. Работу в этом направлении продолжим на постоянной основе, используя портал «Дорожная карта инвестора». Во-вторых, разработан пакет общесистемных мер в рамках программы развития Оршанского района до 2023 года. Это пилотный проект: мы посмотрим на примере одного района, как сработают подходы по упрощению условий ведения бизнеса, привлечению инвесторов, снятию контрольного жима на предпринимателей и по декриминализации экономических отношений. С учетом практики модель Орши планируем распространить и на другие отстающие в экономическом плане районы. Постановление Правительства по методологии определения таких территорий подписано.
Хочу обратить внимание: за прошедший год приоритеты в региональном развитии неоднократно уточнялись. Напомню, в программе пятилетки акцент сделан на развитии 62 центров экономического роста. Однако в прошлом году появилась концепция «Орша + города 3Б (Борисов, Бобруйск, Барановичи)», затем — проект «80+» (опережающее развитие 11 городов с численностью населения 80 тысяч и более человек), а также развитие отстающих районов (мы по специальной методике отобрали 31 район и работаем над планом их развития, опережающего среднеобластные параметры). Параллельно есть поручение по равномерному размещению производств по территории всей страны, а также развитию городов-спутников Минска, Бреста и Гродно. Очевидно, что до начала формирования новой программы социально-экономического развития нужно более четко определиться со стратегией региональной политики. Учитывая ограниченность ресурсов, в первую очередь финансовых, и задачу, поставленную Президентом, по недопущению роста межрегионального разрыва в уровне экономического развития, здесь также важно выработать единые подходы. Мы ждем активного участия и предложений от заместителей облисполкомов по экономике, непосредственно участвующих в работе.
ИНИЦИАТИВА
Елена ПЕРМИНОВА, заместитель министра экономики:
— Интерактивный портал Национального агентства инвестиций и приватизации «Дорожная карта инвестора» будет включать базы инвестпроектов, идей, земельных участков, объектов недвижимости, проектов ГЧП. Будет реализована функция подбора площадок исходя из специализации каждого отдельного региона, его конкурентных преимуществ и имеющихся ресурсов. Для возможности встраивания инвестора и предприятия в кооперационные связи мы хотим, чтобы на портале были представлены инвестпроекты как уже реализованные, так и на стадии реализации и идей. Сегодня это первый этап, с 1 января портал работает в тестовом режиме. Данный проект — это, по сути, цельная картина стратегического видения регионов. Задача министерств — дать местным органам власти основные направления и ниши для привлечения инвестиций.
Мнения записала Полина КОНОГА.
konoga@sb.by
По какому пути может пойти развитие бизнеса в регионах
Новый драйвер для глубинки
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.