Еще лицеист, но уже студент – такой необычный опыт получили учащиеся лицея БГУ. В Белорусском государственном университете придумали проект «Студент по обмену», во время которого 200 студентов и 27 лицеистов на две недели стали студентами разных факультетов. Они ходили на лекции и семинары, участвовали в мастер-классах и выполняли практические задания.
Гости изучают биохимию старения – студентам других факультетов предлагают лекции на самые интересные темы
Примерка профессии
Если для студента проект – хорошая возможность расширить кругозор, то для лицеиста это шанс примерить на себя будущую специальность. Честно ответить на вопрос: а твое ли это?После учебного дня на биологическом факультете БГУ лицеист Иван Манешин еще больше укрепился в мысли: медицинский профиль – его тема:
– Крутая идея – побывать на разных факультетах, проникнуться атмосферой, поговорить с преподавателями.
Иван признается:
– Мечтаю создать лекарство от неизлечимых болезней. Верю: все получится! Этот эксперимент лучше любых открытых дверей в вузах. Заметно, что темы лекций тщательно обдумывались. Сегодня мы изучали биохимию старения, физиологию сна, обсуждали экологические проблемы крупных городов. Впечатлило, что экскурсию по местному зоологическому музею провел лично замдекана биологического факультета Виталий Сахвон. Когда еще представится такая возможность?
Участники программы могли побывать на девяти факультетах, они сами выбирали, какие направления им интересны. Каждый будний день проекта – путешествие в новую сферу.
Экскурсия по местному зоологическому музею
Устроить мозговой штурм
Доцент кафедры биохимии Оксана Губич работает на биологическом факультете БГУ около 20 лет. Замечает, что в ее студенческие годы о такой телепортации между факультетами даже подумать не могли:– У формата огромный потенциал. Участники выходят за рамки привычной среды, приобретают новые знакомства. Узнают новое, о чем даже не задумывались. Сегодня вместе со мной изучали секреты активного долголетия. Конечно, мне хотелось удивить гостей. Преподаватель всегда должен стремиться доносить информацию интересно. Мозговой штурм, квесты, квизы, диалоговые площадки – это все варианты раскрыть тему нескучно.
Камера, мотор!
Факультеты-участники подготовили насыщенную программу, точнее, расписание занятий. Например, на историческом не просто провели занятия по археологии, а наглядно показали, какие предметы в древности использовались для стирки белья, как выглядели монеты 1370 года. Но особенно сложно пришлось гуманитариям на физическом факультете: их познакомили со спецификой таких дисциплин, как механика, лазерная физика и даже атомно-эмиссионная спектроскопия, провели по научным лабораториям.
– Даже со студентами удалось пообщаться. Основы режиссуры учили вместе с третьекурсниками.
Самое яркое впечатление Екатерина получила от телестудии факультета с телесуфлером, профессиональным светом, крутым оборудованием и даже студийным краном. В качестве приятного бонуса лицеистке удалось поработать с микрофоном перед телекамерами:
– Понравился формат занятий. Живой, открытый, в игровой форме. Впечатлили преподаватели – эмоциональные, интересные. Каждая пара пролетала очень быстро.
Необычный формат обучения расширяет кругозор и вдохновляет на изучение новых научных направлений
Усилить контент
Для студентов проект – уникальная возможность нащупать смежное направление, чтобы усилить компетенции первой специальности. Например, третьекурсница факультета журналистики Елизавета Алейникова посетила физфак, биофак и открыла для себя мир международных отношений. Выбор факультетов был неслучайным: девушка планирует работать в сфере защиты окружающей среды.Третьекурсница филологического факультета Елена Зинкевич, отправляясь на пары в университете, пошутила, что присматривает себе техническое направление. Для нее участие в проекте – выход из зоны комфорта. Она гуманитарий, при этом ее мама и бабушка – экономисты, а дедушка – химик.
Тем временем первокурсник физфака Егор Носов всерьез задумывается о втором высшем. Поэтому выбрал рекордное количество факультетов для посещения. Егор уверен: самые яркие открытия происходят на стыке наук. По своей специальности изучает ядерную физику. Признается, что пошел в эту сферу не из-за денег. Егор готов объяснять, почему атомные электростанции сегодня относятся к наиболее безопасным и надежным установкам в мире. Мечтает побывать на реакторе, а в идеале там поработать. Но в будущем все же планирует технические знания ретранслировать в медицину. Поэтому учебный день на биофаке его особенно впечатлил.
Обмен на интерес
Организовало необычный обмен Студенческое научное общество БГУ. Его председатель Александра Горбатова – студентка 4‑го курса факультета международных отношений – призналась, что даже лекторов старались выбирать харизматичных, а темы каждого занятия утверждали скрупулезно:– Наша задача – увлечь молодых людей, разжечь интерес к новым научным направлениям. Никаких поблажек не делали: ребята посещали лекции вместе со студентами, которые обучаются на факультете. Мы попытались полностью интегрировать визитеров в учебный процесс.
К слову, почти 230 выделенных мест расписали за два дня, причем уже в первый день было занято 90 процентов.
КСТАТИ
В университете давно практикуют еще один интересный проект – «Студент БГУ на неделю». На каникулах школьники перевоплощаются в студентов: посещают лекции, семинары, лабораторные, молодежные мероприятия, знакомятся со студентами, преподавателями и администрацией вуза. А завершается образовательный трип традиционной встречей с руководством университета, где будущие абитуриенты могут задать интересующие вопросы о приемной кампании, образовательной деятельности БГУ, общественной и научной работе студентов.
azanovich@sb.by