Новое правительство старых лиц: что собирается предложить полякам Дональд Туск

13 декабря президент Польши Анджей Дуда принял присягу нового правительства Дональда Туска. Последнему пришлось ожидать этого события аж целый месяц, пока уходящая, хоть и формально набравшая большинство голосов партия «Право и справедливость» тянула время, формируя обреченное на провал правительство Моравецкого, получившее лишь 190 голосов из необходимых 231.

Лебедь, рак да щука

Как сложно будет существовать новому правительству старого премьера Дональда Туска, говорит тот факт, что в его коалицию входит три блока, состоящих аж из 11 партий. И расклад здесь следующий. Гражданская коалиция, состоящая из шести партий, кроме премьерского кресла, получила еще 12 мест в совмине Польши. Блок «Третий путь», состоящий из партий «Польша 2050» и Польской крестьянской партии, получил семь кресел. «Новые левые», состоящие из трех партий, получили три места.

В такой ситуации позитивную роль могла бы сыграть фигура премьера Туска, скрепившая своим авторитетом рыхлую и разношерстную коалицию.
Однако согласно последнему социо­логическому исследованию компании IBRIS лишь 30 процентов респондентов видит в Дональде Туске хорошего премьер-министра. 41 процент опрошенных негативно оценивают его избрание на пост премьер-министра Польши.
Для подавляющего большинства поляков Туск — известный руководитель. Он был уже председателем правительства и запомнился своими противоречивыми решениями, которые шли на пользу транснациональным компаниям и улучшали жизнь прослойки белых воротничков, живущих в мегаполисах.

Понятно, что выработка хоть какого-то компромиссного решения при таком разношерстном составе, объединенном лишь ненавистью к «ПиС», будет сталкиваться с реальными проблемами. Партии ценностно, политически и хозяйственно по-разному смотрят на развитие Польши и проведение реформ.

В тисках обстоятельств

Однако не стоит утверждать, что так легко подобная разношерстная коалиция сможет сломать предыдущую систему. Во-первых, президентом Польши до июня 2025 года остается Анджей Дуда.
Он уже сказал, что будет делать все, чтобы не допустить слома имеющейся системы, и надеется на сотрудничество с правительством как минимум в вопросах безопасности и обороны. Это означает, что президент Польши будет максимально использовать свое право вето в отношении коалиционных законов, которые попытаются сломить политику «ПиС».
Во-вторых, сохраняется состав Конституционного трибунала, который был сформирован «ПиС» и уже продемонстрировал готовность не допускать законы новой коалиции к действию. Конституционный трибунал сможет наложить ярлык несоответствующего Конституции на любой принятый новой парламентской коалицией закон, который бы внедрял признанные неконституционными правила ЕС. То есть новая коалиция не сможет принять часть желаемых поправок в законы Польши, так как они уже признаны неконституционными.
При этом после победы альянса трех блоков на парламентских выборах и объявления лидера «Гражданской платформы» будущим премьером ему уже успела сделать «комплимент» Еврокомиссия, объявив о готовности разблокировать выделение средств из европейского Фонда восстановления экономики, предназначенных Польше.
Проблемой же сейчас становится то, что эти гранты и кредиты правительству Моравецкого не перечисляли под предлогом невыполнения Варшавой решений Суда ЕС. Если сейчас Брюссель закроет глаза на выдвинутые им ранее условия, это покажет политическую ангажированность позиционируемого как правовой аргумента Суда ЕС и Еврокомиссии.

Третьим инструментом сдерживания новой коалиции является сама «ПиС», которая хоть и имеет меньшинство в 191 голос, но уже в первые дни работы парламента искусно стала использовать свой статус оппозиции, разводить излишнюю бюрократию, прибегая к постоянным запросам, вызовам министров и руководителей комитетов на ковер, затягиванию заседаний сейма, инспирации новых и новых экспертиз и проверок в отношении законов и постановлений коалиции.

Перспективы белорусско-польских отношений

Несмотря на идеологические противоречия с Минском, в среде новой коалиции уже появились голоса о потребности восстановить диалог между Минском и Варшавой. К примеру, вице-спикер сената Польши Мацей Живно из партии «Польша 2050» прямо сказал, что Варшава должна начать разговор с ­­Президентом Беларуси.
Подобные настроения логичны. Госпереворот в 2020 году в Беларуси не состоялся. Провалились попытки гибридной, силовой, диверсионно-террористической дестабилизации в нашей стране. Беглые экстремисты оказались отчужденными от белорусского общества и не имеют на него сколь заметного влияния. Финансирование из польского бюджета подобных неперспективных и маргинальных структур обходится для Варшавы в немалую сумму.

При этом Польша ощущает на себе реальные проблемы. Введение Варшавой против Минска санкций вернулось за Буг бумерангом. Беларусь отказалась обеспечивать безопасность белорусско-польской границы за свой счет и денонсировала договор о реадмиссии.

В результате своих недружественных в отношении восточного соседа действий Польша сама у себя породила миграционный кризис. Действия по закрытию польской стороной переходов на границе привели к коллапсу трансграничного сотрудничества и перевозок. От этого оказались пострадавшими прежде всего польские приграничные регионы.

В этой ситуации сама логика и здравый смысл говорят, что Варшаве пора садиться за стол переговоров с Минском. Однако насколько это реально в столь сложной ситуации для новой коалиции?..

Описанные выше противоречия не позволят Варшаве организовать реальный диалог с Минском. Любые попытки будут блокироваться оппозицией, что уже демонстрируют заседания сейма, на которых депутаты «ПиС» требуют уволить с занимаемой должности вице-маршалка Мацея Живно.

Вторым, более важным фактором, влияющим на сегодняшние международные процессы, выступает общий мировой тренд на размежевание мира на сторонников однополярности (коллективный Запад) и сторонников многополярности (коллективный Восток).
Польское государство находится в западном блоке и в отличие от своих соседей, Венгрии и Словакии, более зависимо от Брюсселя и Вашингтона.
Назначение главой МИД явного евроатлантиста Радослава Сикорского говорит, что внешняя политика Варшавы будет скорее завязана на усиление ее дисциплины в рамках евроатлантического блока, более покорного и четкого выполнения задач из Брюсселя и Вашингтона. Определенным экзаменом для этого должно послужить решение польского правительства насчет блокады границы с Украиной польскими перевозчиками. По информации RMF, представитель Еврокомиссии на условиях анонимности заявил, что польские власти, согласно законодательству ЕС, обязаны обеспечить свободное передвижение украинских грузовиков на пограничных переходах. Пока официально в Еврокомиссии не хотят комментировать меры, которые она может принять против польских властей, уверяя, что переговоры с Польшей и Украиной продолжаются…

Для Беларуси же пока ничего не ясно. Единственное, что может обнадеживать, так это желание нового министра обороны пересмотреть военные контракты «ПиС» и снизить расходы на оборону. Последнее может затормозить бурную милитаризацию Польши, начатую прошлыми правительствами «ПиС».

 Лишь 30 процентов респондентов видит в Дональде Туске хорошего премьер-министра. 41 процент опрошенных негативно оценивают его избрание на пост премьер-министра Польши.

♦ 
В коалицию Туска входит три блока, состоящих аж из 11 партий. 

Петр ПЕТРОВСКИЙ, политический аналитик.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter