Сегодня места у деревни Чигиринка, что в Кировском районе, ассоциируются в первую очередь с хорошим отдыхом. Великолепное водохранилище, в котором много рыбы, лес с грибами и ягодами — есть чем занять досуг. Между тем странно, что Чигиринки нет в учебниках истории. Ведь именно здесь местному жителю был вручен самый первый орден Трудового Красного Знамени РСФСР — за подвиг, совершенный опять‑таки в Чигиринке.
Место подвига
Ранняя весна 1921 года. Ледоход на Друти, что в непосредственной близи от деревни, тогда начался грозно. К ледорезам моста через реку привалило много плотов, остававшихся в воде еще с осени. Вмерзшие в лед бревна, перегородив реку, мешали движению льдин, которые напирали все больше и больше. Сначала не выдержали ледорезы — рухнули. Появилась непосредственная угроза мосту. Для ликвидации ситуации было вызвано воинское подразделение.
Но счет шел на минуты: катастрофа могла случиться в любой момент. Чтобы спасти переправу, надо было кому‑то спуститься на лед и перерубить связки плотов, прижатых к мосту, возле которого бурлил водоворот. Выполнить эту опаснейшую операцию вызвался местный житель Никита Минчуков.
Его тут же обвязали веревками и через перила с топором в руках опустили на один из плотов. Минчуков стал рубить плот, который ходуном ходил под его ногами. Перерубил. И тотчас во все стороны полетели бревна и лед. Стоявшие на мосту перепугались и, подумав, что вот‑вот их снесет, бросились на берег. В том числе мужики, что удерживали Минчукова на веревках. Никита Захарович рухнул в воду. Затем взобрался на проплывавшую мимо льдину и, подгребая руками, добрался до берега. Где его, обессиленного, и нашли отправившиеся на лодке на поиски героя, которому удалось спасти мост. Причем не просто мост — стратегически важный на тот момент объект…
Герой и награда
За свой подвиг Минчуков был представлен к ордену Трудового Красного Знамени РСФСР — первым в истории молодого советского государства.
Награда вручалась в центре Чигиринки, у сельсовета. Чтобы подчеркнуть торжественность момента, из Быхова вызвали военный оркестр. Ну а в качестве дополнения к ордену Никита Минчуков получил отрез ткани на костюм и пуд соли.
Последнее в те времена было в большой цене. Орденом гордились все сельчане. Никиту Минчукова постоянно избирали в президиумы разных собраний, ему, рассказывают, даже честь отдавали призывники. Но прожил герой не так уж и много — ушел из жизни в 1933 году. Вероятно, дало о себе знать переохлаждение в ледяной воде.
Что касается самого ордена, то он долгое время находился у супруги Никиты Захаровича. Но во время войны полицаи отобрали у семьи все вещи. В том числе и те, в которых была спрятана награда и документы на нее. Известно, что весной 1944 года на территории Кировского района обезвредили отряд полицаев. У них среди прочего был обнаружен и орден Трудового Красного Знамени РСФСР под номером 1. Но что стало с ним дальше, неизвестно. Следы реликвии потерялись. И скорее всего, навсегда — увы…
Место памяти
Сегодня моста, спасенного Минчуковым, нет. Говорят, простоял недолго. Во время войны на его месте оккупанты построили свой мост. Который, скорее всего, сами и снесли. Директор Чигиринской средней школы Елена Данилова ведет к месту, где когда‑то была переправа. О некогда существовавшем инженерном сооружении ничего не напоминает. Разве что обломки каких‑то деревянных свай, торчащих из воды. Может, это остатки того самого моста. Может, и нет…
В школьном историко‑краеведческом музее есть уголок, который рассказывает о подвиге Минчукова. С портретами земляков‑героев (среди которых и портрет Никиты Захаровича) ребята выходят на митинги и демонстрации.
Елена Данилова на берегу Друти.
В пяти минутах ходьбы от школы — сельское кладбище, на котором Минчуков похоронен. За могилой знаменитого земляка ухаживают школьники.
Вроде как память о Минчукове чтят. Но — парадокс — личность союзного (по меркам экс‑СССР) масштаба известна лишь в Кировском районе.
Провел эксперимент: своим знакомым — как простым гражданам, так и маститым историкам — задал вопрос, что им говорит фамилия Минчуков. Никто ничего про Никиту Захаровича не знает, только руками разводят в недоумении. Печально, очень печально. Историческое событие, по сути, является белым пятном. Как это ни парадоксально. Хотя казалось бы, вот оно, на поверхности нашей истории, никто его не прячет.
Пока был в Чигиринке, не покидало ощущение, что это идеальное место для патриотического (воспитательного, идеологического — как будет угодно) туризма. Почему не поставить рядом с местом, где был мост, столб, а на него — табличку с описанием подвига?
Можно было бы переименовать одну из улиц деревни в улицу Минчукова. Наконец, установить в Чигиринке бюст героя. Не думаю, что все это требует колоссальных затрат. Зато получился бы комплекс, куда можно возить и взрослых, и детей. И рассказывать, рассказывать, рассказывать… Еще гордиться как героем, так и землей, на которой он вырос и совершил свой подвиг.
Поинтересовался у заместителя председателя Кировского райисполкома Татьяны Белявской, планируется ли более широкой аудитории, чем сейчас, доносить информацию о Минчукове. Татьяна Ивановна говорит, что задумки есть, но реализация их — дело не сегодняшнего дня.
Вполне возможно, есть в стране и другие примеры, когда герой вроде как известен, но на ограниченной территории, а подавляющему числу белорусов его имя ничего не говорит.
Такого быть не должно. Обо всех, кто этого достоин, забывать нельзя в принципе. Они должны служить примером для молодежи. Это к вопросу об исторической памяти…