В социальных сетях можно купить все: мебель, одежду, гаджеты. Странички интернет-магазинов выглядят красочно. Пользователи, видя красивые фото, думают, что товар точно будет им соответствовать. Но по факту заманчивая картинка не гарантирует, что покупка окажется качественной и безопасной. Продавцами часто оказываются мошенники.
Как работает схема? Злоумышленники создают страницы магазина, чаще одежды или техники. Профиль наполняют фотографиями, украденными из настоящих онлайн-каталогов, а товары предлагают по цене в несколько раз ниже рынка или с огромными скидками. Для правдоподобности накручиваются подписчики и публикуются фейковые отзывы. Далее все по классике: покупатель оплачивает частично или полностью товар и не получает его. Любые последующие попытки связаться с продавцом чаще всего приводят к попаданию в бан. Причем один и тот же аккаунт может использоваться несколько раз — просто меняется его название и контент. После такого редактирования «клюет» новая порция жертв.
Начальник отдела уголовного розыска Центрального РУВД Минска Александр Масловский рассказал о нескольких последних случаях мошенничества. По каждому из них следователи возбудили уголовные дела по ст. 209 («Мошенничество») Уголовного кодекса. Так, недавно житель Минска решил купить спортивный костюм в популярной соцсети. Продавец предложил внести стопроцентную предоплату, пообещав выслать товар. Покупатель перевел 240 рублей, а в итоге не получил ни костюма, ни денег.
|
Лишился 200 рублей и молодой человек, который заказал в Instagram букет пионов с доставкой. На первый взгляд страничка выбранного интернет-магазина не вызывала опасений — много подписчиков и отзывов от якобы благодарных клиентов, постоянное обновление ленты и обратная связь. Но чтобы получить товар, необходимо было внести стопроцентную предоплату в размере 200 рублей. После перевода средств мошенник перестал выходить на связь.
Еще одна минчанка планировала купить мебель и нашла соответствующее предложение в социальной сети. После небольшой переписки женщина сделала заказ и перевела стопроцентную предоплату в размере 390 рублей на указанную банковскую карту. Продавец пообещал прислать посылку в течение двух-трех дней, но так этого и не сделал. В итоге аккаунт магазина был удален, а потерпевшая обратилась за помощью в правоохранительные органы.
С каждым днем количество подобных случаев растет, как и число потерпевших. Суммы у всех разные, но финал одинаковый: как только клиент переводит деньги, его сразу же блокируют. К слову, через некоторое время аферисты восстанавливают аккаунт, меняют название (могут лишь на один символ) — и интернет-магазин продолжает свою фиктивную работу с яркой страницей в соцсети, обращает внимание Александр Масловский:
— Перед приобретением товара через интернет-магазины рекомендуется найти и почитать отзывы о продавце. Не стоит поддаваться на главную уловку мошенников: значительно заниженную цену на якобы реализуемый товар и полную предоплату за него. Не перечисляйте средства до получения желаемой вещи. Кроме того, требуйте у продавца номер ИП (УНП). Его обязаны иметь все, кто занимается торговлей. Если получаете отказ или фейковый набор цифр (номер легко пробить через любой поисковик) — откажитесь от покупки.
Фото Центрального РУВД Минска