Многие мелкие и небогатые страны давно обнаружили, что не только регистрация офшоров, судов под своим флагом и торговля интернет-доменами, но и дипломатическое признание — ресурс, имеющий высокую рыночную ценность. В результате некоторые государства Африки и особенно Океании регулярно меняют свою позицию в отношении так называемых спорных территорий. Особенно плотно поставили международную спекуляцию “на поток” Науру и Вануату — в обмен на выгодные займы или “гуманитарную помощь”.
![](/upload/iblock/9da/9da95adf0b5af3c9206a1e6ee81e38aa.jpg)
Однако это скорее забавные коллизии мировой геополитики. А есть и куда более серьезные. Недавние события в Испании вновь подтвердили: два важных принципа международного права — территориальная целостность и право народов на самоопределение — нередко входят в противоречие друг с другом. Резон сепаратистов понятен: государства имеют привилегии, которых нет у других игроков. Они, даже самые крохотные, могут по своему усмотрению формировать банковское законодательство, выдавать обычные и дипломатические паспорта, выпускать почтовые марки, пользоваться множеством иных привилегий, о которых порою знает только узкий круг экспертов, — вроде квоты на геостационарные спутники. При некоторой изобретательности многие из этих привилегий могут быть превращены в валюту. Но где же грань между демократичностью выбора и законностью трансформаций?
Соотношение между правом наций на самоопределение и принципом территориальной целостности государств в современных международных отношениях зачастую сводится к банальной казуистике, говорит директор информационно-просветительского учреждения “Актуальная концепция” Александр Шпаковский:
— Юридические нормы выворачиваются наизнанку в угоду соображениям политической целесообразности. Строго определенного приоритета одной нормы над другой в международном праве не существует. Получается, что аналогичные прецеденты трактуются совершенно различным образом. То есть в одном случае “борцы за свободу сражаются за независимость”, а в другом “бандиты и террористы совершают антиконституционные действия”. В этом смысле последние события в Каталонии — очередной пример девальвации демократии и казуистики подобного рода. В распаде Югославии были прямо заинтересованы ведущие западные страны, в первую очередь Германия, так как ликвидация федерации балканских народов потенциально усиливала Евросоюз. А вот у независимой Каталонии столь влиятельных лоббистов не оказалось.
Читайте также
С другой стороны, немало путаницы и в позициях сверхдержав к той или иной стране или территории. Характерна ситуация с Тайванем, рассматриваемым официальным Пекином в качестве неотъемлемой части КНР. Практически весь мир придерживается той же точки зрения, а вот католические страны Латинской Америки вынуждены до сих пор признавать Тайвань — потому что его признает Ватикан. Двойные стандарты конкретным примером иллюстрирует и наш эксперт:
— Можно вспомнить трагический эпизод из истории распада Югославии — появление на политической карте мира “независимого” Косово, которое, к слову, уже признано большинством современных государств. Суверенитет Косово, возникший вследствие военной операции США и их союзников против Белграда, до сих пор продвигается усилиями американской дипломатии в разных странах. И, видимо, аргументация Вашингтона столь убедительна, что право косоваров на отделение не вызывает никакого сомнения во многих столицах. Совершенно иначе обстоят дела с другими “республиками” — такими как Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах и т. д. Чаще всего эти “государства” вообще не признаются. Либо имеют ограниченное признание со стороны своих геополитических патронов — так называемых материнских стран.
Читайте также
— Обсуждаемый вопрос весьма далек от правовых категорий, которые лишь используются для прикрытия совершенно других установок. Здесь скорее мы имеем дело с известным правилом “цель оправдывает средства”. К сожалению, все больше держав готовы проводить свои внешнеполитические интересы в рамках подобного целеполагания. Однополярный мир постепенно отходит в прошлое. Однако ошибки, допущенные в свое время США, которые не чурались одностороннего трактования “демократических ценностей” и своеобразных судов Линча вместо принципов коллективной безопасности в соответствии с системой ООН, еще долго будут давать о себе знать.
В ОЖИДАНИИ ПРИЗНАНИЯМНЕНИЯ
На политической карте мира сегодня имеется около 120 непризнанных государств, которые так или иначе затрагивают почти 60 стран. Только на территории Сомали насчитывается девять непризнанных государств. Наиболее известные такие государства и территории — Фолклендские (Мальвинские) острова, Республика Косово, Турецкая Республика Северного Кипра, Тайвань, Государство Палестина. На территории бывшего СССР это Приднестровская Молдавская и Нагорно-Карабахская республики, Абхазия и Южная Осетия.
Дмитрий Мирончик, начальник управления информации — пресс-секретарь МИД:
![](/upload/iblock/c1a/c1a9aa5158bd6cec1222791bd77e42a3.jpg)
Андрис Спрудс, директор Института внешней политики Латвии:
![](/upload/iblock/407/407066ce3bbe79e6311cbe549b3f5c42.jpg)
Миша Джуркович, директор Института европейских исследований (Белград):
![](/upload/iblock/09a/09a4d8848d374e3ec2125095bf271e39.jpg)
osipov@sb.by