В ряду амбициозных интеграционных программ Президента Беларуси проект Союзного государства наиболее приоритетный. Кропотливая работа Александра Лукашенко по его воплощению объясняется глубоким пониманием нарастающего союзного потенциала в укреплении национальной экономики, обеспечении социального благополучия белорусов и международного престижа страны.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Нас много раз ставили перед выбором, но мы никогда, подчеркиваю, никогда не отворачивались от России… Беларусь — надежный союзник. Я хочу, чтобы в России это знали прежде всего. Белорусы никогда россиян не подводили. Примите мои заверения: и впредь никогда не подведут. Так уже решено свыше, что и успехи, и сложности мы делим по-братски. Я как Президент, избранный белорусским народом, всегда буду стоять на страже наших многовековых общих интересов добрососедства и дружбы.
Во время переговоров с Президентом России Владимиром Путиным, 9 октября 2024 года.
— Нас много раз ставили перед выбором, но мы никогда, подчеркиваю, никогда не отворачивались от России… Беларусь — надежный союзник. Я хочу, чтобы в России это знали прежде всего. Белорусы никогда россиян не подводили. Примите мои заверения: и впредь никогда не подведут. Так уже решено свыше, что и успехи, и сложности мы делим по-братски. Я как Президент, избранный белорусским народом, всегда буду стоять на страже наших многовековых общих интересов добрососедства и дружбы.
Во время переговоров с Президентом России Владимиром Путиным, 9 октября 2024 года.
Историческая преемственность
Развал СССР резко ухудшил социально-экономическое положение во всех появившихся постсоветских государствах, в том числе и в Беларуси. Для выхода из кризисной ситуации и выбора модели необходимых преобразований надо было ответить на исходный вопрос: по какому пути пойти, на кого опереться?На тот момент существовали два интеграционных проекта: евросоюзовский и только намечающийся евразийский. Коренной особенностью первого из них являлось безоговорочное признание верховенства наднациональных структур ЕС и слепое исполнение их решений. Второй исходил из приоритета национальных интересов и учета проверенных жизнью традиций.
Став у президентского руля страны, Александр Лукашенко уверенно взял курс на взаимовыгодное интеграционное сотрудничество с бывшими советскими республиками, заложив в его основу идею разноскоростной интеграции. Реальная апробация этого подхода началась с реализации проекта Союзного государства.Лидер белорусского государства исходил из того, что народы Беларуси и России объединяют общее прошлое, культурная общность, экономические интересы. Стратегическое союзническое партнерство обусловлено географической близостью, взаимодополняемостью экономик, производственными связями белорусских и российских предприятий.
Предпосылками к созданию белорусско-российского интеграционного объединения стали Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве между обеими странами, подписанный в феврале 1995 года, и майский референдум того же года, на котором граждане страны поддержали курс Президента на создание союзнических отношений с Россией.
Базовый принцип
Один из внешнеполитических принципов, заложенных Президентом Беларуси в основу союзнических взаимоотношений, — сохранение суверенитета и независимости страны. Принцип, ставший базовым для его президентской карьеры и узаконенный народной поддержкой посредством референдумов и решений ВНС.Основу государственной самостоятельности Беларуси составляет развитая современная экономика, в структуре которой значимое место занимает союзническое сотрудничество. Это касается в том числе контактов с российскими регионами, сферы промышленной кооперации, атомной энергетики, мирного космоса.
Население Союзного государства сегодня полностью обеспечено разнообразными продуктами питания отечественного производства. Более 2/3 белорусской сельхозпродукции поставляется на российский рынок. Благодаря совместным программам в агросфере наши страны гарантируют продовольственную безопасность Союзного государства.
Драйверами интеграции стали развитие нашей совместной транспортно-логистической инфраструктуры, ее разворот на Глобальный Юг. Набирают силу процессы реализации политики технологического суверенитета и цифровизации.В условиях агрессивного навязывания правил и норм «новой» этики со стороны коллективного Запада особое значение приобретают наши межкультурное сотрудничество, молодежное движение, защита исторической памяти и правды, укрепление традиционных ценностей.
Новая архитектура мира
Политические воля и прозорливость Александра Лукашенко стали энергетическими локомотивами движения Беларуси к основам многополярного устройства мира.Среди стратегических качеств белорусского лидера — способность перевода проекта Союзного государства в зримую практику разнообразного международно-регионального осуществления и реализация перспектив союзного объединения.Усиление экономических санкций коллективного Запада стимулировало наши страны к углубленной интеграции. Выполнение союзных программ служит образцом и для других интеграционных объединений на евразийском пространстве — СНГ, ЕАЭС, ОДКБ. Взаимосвязь Союзного государства и Евразийского экономического союза должна стать тем генеральным направлением развития общеевразийской интеграции, которая в ближайшее время займет достойное место в формировании более надежного и справедливого миропорядка. Примером уже сейчас выступает, в частности, создание инновационных территориальных кластеров, зон высоких технологий, цифровых и технологических платформ, пространств эксклюзивного и инклюзивного образования.
Острый кризис неолиберальной модели миропорядка обернулся развертыванием против нас широкомасштабной гибридной войны. Евроатлантический блок во главе с США своими неправомерными действиями разрушил почти всю систему международных обязательств и договоренностей по сохранению мира, порядка и коллективной безопасности. На Европейском континенте НАТО реализует стратегию военно-силовой эскалации, одним из фрагментов которой стал украинско-российский конфликт. В качестве ответных мер Союзное государство осуществляет планомерную политику сдерживания натовской агрессии. Союзная концепция гарантий безопасности будет принята на заседании Высшего госсовета Союзного государства в формате общеобязательного договора. Также Минском и Москвой актуализируется программа согласованных действий внешней и военной политики.
Являясь полноправным членом ШОС и партнером БРИКС, Беларусь активно помогает превращению нашего союза в один из центров создания новой архитектуры мира. Строительными лесами здесь служат инициативы нашего Президента по деэскалации военного противостояния на Европейском континенте, его предложения по приданию странам Глобального Юга статуса равноправных участников мировой политики.Беларусь и Россия совместными усилиями стали содействовать расширению торгово-экономического сотрудничества на Евразийском континенте, способствовать снятию остроты в разрешении глобальных проблем и утверждению основ мира, взаимопонимания и социальной справедливости в отношениях государств на планете.
ЗНАКОВЫЕ ДАТЫ
Прообразом Союзного государства стало Сообщество Беларуси и России, оформленное в 1996 году, важной институциональной вехой — Союз Беларуси и России от 1997 года. 8 декабря 1999 года президенты Беларуси и России подписали Договор о создании Союзного государства.
ПОЛНОФОРМАТНОЕ СБЛИЖЕНИЕ
Союз Беларуси и России на фоне беспрецедентного внешнего давления показывает образцовый и эффективный уровень сотрудничества, нацеленный на созидание национального суверенитета через полноформатное сближение. Он создает для каждой из сторон реальную возможность совместными действиями увеличить свое присутствие на мировой арене и способствовать движению к более справедливому многополярному миропорядку.
Виктор ВАТЫЛЬ, доктор политических наук, председатель РОО «Белорусское общество политологов».