Куда не летят сегодня самолеты и не едут даже поезда, туда желающих с ветерком доставят маршрутки. Однако безопасность таких поездок порой оставляет желать лучшего: в погоне за количеством пассажиров и выполненных рейсов водители нередко лихачат, оборудуют машины дополнительными местами, позволяют людям ехать стоя и даже… участвуют в автогонках. Нередко маршрутки попадают в сводки ГАИ. Еще на слуху авария с участием автомобиля такси и автобуса на проспекте Независимости в Минске, в которой пострадали шесть человек. Поэтому соблюдение Правил автомобильных перевозок пассажиров постоянно контролируют работники Транспортной инспекции. Чтобы узнать, какие нарушения в этой сфере случаются чаще всего, к ним присоединилась корреспондент «Р».
![](/upload/iblock/457/4578c1e2495ec0dfdf3f2ffe51e99aae.jpg)
Поле для махинаций
Адрес улица Кирова, 2, отлично известен всем, кто пользуется услугами автомобильных перевозчиков: отсюда пассажирские микроавтобусы уходят в разных направлениях. Еще по дороге туда Александр Сирисько, начальник отдела контроля перевозок пассажиров управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области, обращает наше внимание на белый микроавтобус и предполагает, что он, являясь нерегулярным перевозчиком, выполняет постоянные рейсы. Оказывается, такая проблема никуда не делась, несмотря на Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», призванный упорядочить хаотичное движение маршруток. Напомним: в соответствии с ним тем, кто намеревается трудиться на этой ниве законно, следует заключить договор на регулярные перевозки, после чего придерживаться расписания движения, маршрута, выполнять требования режима труда и отдыха, установить навигационное оборудование, которое позволяет контролировать соблюдение Правил дорожного движения. Разумеется, это подразумевает оформление дополнительных документов, финансовые издержки. Имеют право на существование и нерегулярные перевозки: туристические поездки, свадьбы, похороны, экскурсии. В этом поле предпочли остаться и некоторые предприниматели, фактически выполняя регулярные рейсы. При виде работников Транспортной инспекции лицо водителя становится грустным. Что ж, на то имеются причины.— При проверке документов обращаем внимание на водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, наличие разрешения на допуск к участию в дорожном движении, заказ-наряд на фрахтование, страховку на машину и договор обязательного страхования ответственности перевозчика перед пассажиром, — листая бумаги, комментирует Александр Вадимович. — Этот заказ-наряд заполнен безобразно — практически не заполнен, что оставляет возможность для различных махинаций. Договор страхования ответственности перевозчика перед пассажирами есть, но отсутствует приложение к нему, где указано, какой именно машины он касается. Вероятно, страховка одна на несколько авто, что резко снижает шансы пассажиров получить компенсацию при возникновении страхового случая.
![](/upload/iblock/59f/59fab6d922ab205bc5c830dc7953e796.jpg)
Диван вместо кресел
Тем временем Дмитрий Черешко, специалист I категории отдела контроля перевозок пассажиров, проводит осмотр салона автобуса, чтобы проверить количество мест. По техпаспорту в этом авто их должно быть 15. Однако в последнем ряду сиденья демонтированы, а вместо них устроено некое подобие дивана — поролон под покрывалом. Он даже не закреплен, то есть при резком торможении сидящие там пассажиры просто покатятся по салону. Между тем внесение изменений в конструкцию авто допускается, однако оно должно быть согласовано с соответствующими органами, о чем засвидетельствует специальная отметка в техпаспорте. В данном случае ее нет.— Это сделали, чтобы сумки складывать, — недовольно поясняет водитель.
В любом случае такое багажное отделение не предусмотрено заводом-изготовителем.
— Переоборудование — это серьезное нарушение, которое влияет на безопасность пассажиров, — заверяет Александр Сирисько. — За него придется ответить индивидуальному предпринимателю, выпустившему такой автомобиль на дорогу. Если он не привлекался за аналогичное нарушение в течение года и согласится с ним, может получить лишь предупреждение.
Лицензии на регулярные перевозки этот субъект хозяйствования не имеет, хотя, похоже, именно ими и занимается. Специалисты еще изучают документы, а в салон уже забираются желающие уехать в Могилев. Правда, водитель их тут же просит выйти, иначе придется объяснять, в какую туристическую поездку они отправляются и кто заказал для них этот автобус. К слову, нерегулярные перевозчики не имеют права выдавать пассажирам билеты: считается, что организованный тур кто-то оплачивает. Поэтому по просьбе командированных выдают они лишь чеки продажи услуги, без указания маршрута и места в салоне, которые бухгалтеры потом не принимают.
— Нарушителю будет выдано предписание об устранении недочетов, срок для этого — не больше месяца, — подытоживает Александр Вадимович.
Недобросовестная конкуренция
Площадка напротив здания вокзала стремительно опустела: не пропали даром усилия тех, кто схватился за телефон при виде инспекторов. Что ж, меняем место дислокации.Следующей нам попалась маршрутка из Молодечно. Водитель в лице не изменился, и это позволяет предположить, что с документами у него все в порядке. Так и оказалось. Проверка бумаг и салона заняла несколько минут, после чего мы взаимно пожелали счастливого пути.
![](/upload/iblock/600/60043023762ed5a3f585f0e79ab15203.jpg)
— Нерегулярные перевозки по-прежнему остаются серьезной проблемой, и мы постоянно держим ее на контроле, — констатирует Юрий Супранович, начальник филиала Транспортной инспекции по Минску и Минской области. — Самое главное — это безопасность пассажиров, а у нерегулярных перевозчиков наблюдаются переоборудование автомобилей для увеличения количества пассажирских мест, отсутствие договоров страхования ответственности перевозчика перед пассажирами и другие нарушения. Ряд требований и условий, предъявляемых к регулярным перевозчикам, они игнорируют, уходят в тень по налогам. Ненадлежащее качество оказываемых ими услуг сказывается на имидже государства. Вредят они и регулярным перевозчикам: не связанные графиком движения, за несколько минут до их выезда перехватывают пассажиров. Доказать, что нерегулярный перевозчик работает постоянно, достаточно сложно, а максимальный штраф за первое нарушение, как правило, не превышает 20 базовых величин.
![](/upload/iblock/f81/f812faf06e5c1d539443125d663558e7.jpg)
Как сообщили в филиале Транспортной инспекции по Минску и Минской области, с начала года зафиксировано 1077 нарушений Правил перевозок пассажиров маршрутками. 270 из них допущены регулярными перевозчиками, а 807 — их конкурентами, выполняющими автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении.
nevmer@sb.by