Неповторимый Савва Игнатьевич: 90 лет Виктору Борцову

Этого дружелюбного гиганта сцены большая часть зрителей запомнила по великолепно сыгранной роли мастеровитого Саввы Игнатьевича в фильме «Покровские ворота». Виктор Борцов, которому 14 июня могло бы исполниться 90 лет, в кино снимался не так чтобы часто, основным его пристанищем оставался Малый театр в Москве, где он много лет был ведущим актером. И все же каждая, даже небольшая кинороль добавляла артисту зрительской любви. Да и коллеги его обожали — настолько он был честен, порядочен и не заражен завистью или амбициями: редкий случай в непростой и часто довольно склочной артистической среде. И звание народного носил по праву, никогда не отделяя себя от того самого народа, яркие образы представителей которого он с такой любовью преподносил нам в кино.


Виктор Борцов родился в 1934 году в Оренбурге. Рано лишился матери — она умерла от рассеянного склероза, а отец в 1937 году был репрессирован по ложному доносу: сосед хотел завладеть комнатой, в которой жил вдовец с осиротевшим сыном. Через год, разобравшись в деле, Борцова‑старшего выпустили, а до тех пор мальчика воспитывала бабушка. Когда грянула война, ему было всего 7 лет, в Оренбурге, в глубоком тылу, люди скупали съестные припасы, сметая с полок все подряд, — предчувствовали долгие скудные годы. А Витя Борцов, который осенью должен был пойти в первый класс, стоял в очереди в книжный магазин: он, не умевший еще читать, купил первую попавшуюся детскую книжку — и это оказалась сказка о театре.

В Оренбурге военных лет было много эвакуированных театров и творческих коллективов, так что мальчик познакомился и с опереттой, и с цирком, и с кукольным театром, а потом и с драматическим. После первой же увиденной постановки решил стать артистом, однако вслух этого не сказал. «Надел, правда, бабушкино платье и станцевал канкан на крыльце, что было воспринято как заболевание», — посмеивался позже актер. В местном Доме пионеров он поступил сразу в несколько театральных кружков, а в десятом классе уже занимался в ТЮЗе и выходил на сцену в профессиональной постановке областного театра (в нем, к слову, служил тогда еще один будущий знаменитый актер, с которым Борцову предстояло сниматься в «Покровских воротах», — Леонид Броневой).


Поэтому, когда встал вопрос о выборе профессии, никого не удивило решение Борцова поступать в театральный. И он поехал покорять Москву, с первого раза пройдя конкурс в Щукинское училище, на курс звезды своего времени актрисы Веры Пашенной. Его однокурсниками и ближайшими друзьями стали будущие звезды — Юрий Соломин, Роман Филиппов, Алексей Эйбоженко... Вместе они жили в общежитии, семь человек в одной комнате. Юрий Соломин вспоминал, что Борцов был совершенно помешан на театре, смотрел все новые постановки, жертвуя ради этого и сном, и подготовкой к экзаменам: «У Виктора театр всегда стоял на первом месте. Это началось еще со студенческой скамьи. Нет такого спектакля, который бы он не посмотрел за время учебы. Уже работая в Малом, он ездил на все премьеры Товстоногова в тогдашний Ленинград».
В Малый театр он поступил прямо со студенческой скамьи — и не изменял ему до конца жизни, прослужив на этой сцене почти 50 лет. 

Играл множество персонажей комедий Алексея Островского, выходил в роли матроса Шванди в «Любови Яровой», Журдена в «Мещанине во дворянстве», Вафли в чеховском «Дяде Ване» или герцога Альбанского в пьесе Шекспира «Король Лир»… Работал с такими мастерами режиссуры, как Игорь Ильинский, Леонид Хейфец, Борис Морозов, Петр Фоменко.

Взглянешь на молодые фото Виктора Борцова — и впору ахнуть: какой потрясающий красавец! И будь характер артиста, его собственная природа сколько‑нибудь иными, он бы легко прописался в амплуа героя‑любовника, стал бы одним из советских секс‑символов и кумиром женщин. Но… добродушная наивность, искренняя доброта во взгляде, манере, всей повадке Борцова никак не сочетались с образами роковых красавцев‑обольстителей и разбивателей женских сердец. Оттого и играл он (по крайней мере, в кино) по большей части милых безобидных простаков, надежных товарищей и смекалистых тружеников, но никак не донжуанов.


В кино Борцов начал сниматься в 1959 году в небольших скромных ролях. Открыл его публике и прославил Савва Игнатьевич в «Покровских воротах»: именно Борцову мы обязаны тем, что этот образ стал настолько живым и колоритным, а не просто фронтовиком‑балагуром. 
Борцов сам рос среди таких вот крепких мужчин, вернувшихся с войны, видел, как они одеваются, как проводят досуг и общаются с фронтовыми товарищами. Все эти воспоминания детства он вложил в своего Савву Игнатьевича, добавив ту беззащитную трогательность, которой обладал сам.

 Инна Ульянова, сыгравшая Маргариту Павловну Хоботову, о Борцове отзывалась с огромным теплом: «Мы тогда впервые встретились в работе. Меня поразила одна вещь: огромный патлатый мужчина с удивительно детским выражением глаз. Он на редкость порядочный человек во всем — в отношениях с партнером, с режиссером, в быту. Мне надо было играть любовь — ну, это естественно, ведь Савва Игнатьевич нравился Маргарите Павловне, — и я себя ловила на том, что мне не приходится особенно насиловать свою природу. Нет, не потому что я была влюблена, просто было приятие этой личности — наивной, в чем‑то бесконечно трогательной. На съемках меня совершенно потрясло бережное и достойное отношение Виктора Андреевича к своей профессии. Я видела, как он точен, собран, знает все, что касается дела… Он трогательный, потрясающий человек. Общаться с ним — одно удовольствие».

К слову, любимой ролью самого Борцова был вовсе не прославивший его Савва, а камердинер Гаврила из многосерийного приключенческого фильма «Гардемарины, вперед!». А всего за 45 лет работы в кино он снялся более чем в 50 кинофильмах — «Хождение по мукам», «Вокзал для двоих», «И снова Анискин», «Визит дамы», последнюю свою роль в кино сыграл в фильме Михаила Козакова «Очарование зла» в 2006 году. Через два года его не стало…


ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter