Ад на земле
Пламя вечной скорби в центре города напоминает прежде всего об испытаниях, которые выпали на долю военнопленных и мирных жителей. Политика массового кровавого террора беспощадно прошлась по этому краю, о чем свидетельствуют многочисленные документы, фотографии, цифры. На территории Борисова было шесть концентрационных лагерей. Здесь замучено и убито свыше 330 тысяч человек.— Кроме того, в годы войны на территории района были сожжены 130 деревень, — рассказывает директор Борисовского объединенного музея Лилия Вязович. — Некоторые сжигались вместе с жителями и навсегда исчезли с лица земли.
В мемориальный сквер, где у братской могилы горит Вечный огонь, сегодня приходят отдохнуть на скамейках в тени деревьев и люди старшего поколения, и молодые мамочки с детками. Трудно представить, что некогда это было одним из самых страшных мест оккупированного Борисова. Здесь захватчики хоронили жертв своих преступлений — узников шталага 382, одного из самых больших и жестоких лагерей.
Лилия Вязович у Вечного огня
— В Борисове существовали лагеря, где военнопленные содержались вместе с гражданским населением, или только для мирных граждан, — поясняет археограф Борисовской центральной районной библиотеки имени Колодеева Александр Балябин. — В 382‑м шталаге, созданном в июле 1941‑го на территории военного городка по проспекту Революции, изначально содержали военнопленных Красной армии, но в последующем и гражданское население. Акт № 1 от 10 сентября 1944 года Борисовской городской чрезвычайной комиссии по учету ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками, свидетельствует: на территории данного лагеря погибло от холода, голода, эпидемий и было расстреляно около 10 тысяч человек.
В библиотеке хранится копия опроса свидетелей тех событий, людей, которым чудом удалось выжить в фашистском аду. Выдержка из протокола опроса военнопленного Сергея Ходусева: «В лагере царили жуткие антисанитарные условия, даже полы, на которых мы спали, были покрыты слоем вшей. Кормили очень плохо. На неделю на шестерых человек выдавалась буханка хлеба весом один килограмм, один раз в сутки по одному литру гречневой баланды из необмолоченной гречневой крупы. Работать заставляли до потери сознания или смерти, упавших заключенных поднимали палками».Большая часть узников шталага 382 была освобождена 30 июня 1944 года благодаря героическому экипажу Павла Рака.
В сентябре 1944‑го в Борисове действовала Государственная чрезвычайная комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков на оккупированной ими территории. В западной части бывшего лагеря и в глубине городка было обнаружено свыше 320 могил, в которых было погребено примерно 10 тысяч человек.
Александр Балябин
В 1960‑х местная власть приняла решение на месте погребения военнопленных создать мемориал. Его торжественное открытие состоялось 3 ноября 1967 года. Скульптору Николаю Рыжанкову через, казалось бы, простое решение удалось отразить масштаб трагедии. Мраморная стела с рельефными изображениями шести узников лагеря, композиционно объединенных в единую группу вокруг центральной фигуры бойца, впечатляет. Для города это было важное событие. «Як жывыя ў памяці людской» — под таким заголовком в местной газете вышла статья об открытии мемориала.
А вот Вечный огонь, который здесь зажгли 1 июля 1987‑го, безусловно, сделал это место еще более символическим и притягательным. Автор чаши — член Союза архитекторов СССР Владимир Донец, который возглавлял Борисовское проектно-сметное бюро с 1978 по 1980 год.
Право зажечь Вечный огонь предоставили ветерану Великой Отечественной войны, кавалеру орденов Славы трех степеней Николаю Никифоровичу Кобзеву и рабочему хрустального завода Олегу Шарапову.
1987 год. Право зажечь Вечный огонь предоставили кавалеру орденов Славы трех степеней Николаю Кобзеву и рабочему хрустального завода Олегу Шарапову.
Новая глава
Когда велись строительные работы на территории полка связи в 2016‑м, были обнаружены новые жертвы шталага 382. Специалисты 52‑го отдельного специализированного поискового батальона извлекли останки 4340 человек. Их возраст составлял от 20 до 40 лет. Также было обнаружено 76 солдатских медальонов и один дезинфекционный пенал с нацарапанным на нем именем. Тогда удалось установить фамилии 47 бойцов Красной армии, а также отыскать родственников восьмерых погибших.Узников лагеря военнопленных перезахоронили в братской могиле на кладбище «Алексеевское» под Борисовом.
В августе 2018‑го на территории мемориала была открыта аллея военной техники, четыре экземпляра которой состояли на вооружении РККА в годы Великой Отечественной. Символично, что здесь проходят памятные торжества, отдают дань памяти непокоренным землякам и воинам, которым не суждено было встретить Великую Победу, принимает присягу новое пополнение защитников Родины.
— Для нас это особое место, — встречаем у мемориала молодую маму Веронику.
— В таких местах история оживает. Здесь всегда приятно прогуляться, подумать о прошлом, настоящем, будущем. Наши родители, бабушки и дедушки не давали забыть своим детям великий подвиг. Вот и мы должны научить гордиться своим народом, своей страной.ИНТЕРЕСНО
Про зажжение Вечного огня в Борисове пишет местная газета «Камуністычная праца» 3 июля 1987 года:
«1 ліпеня — светлы і дарагі дзень для барысаўчан. З ім прыйшло вызваленне ад карычневай чумы фашызму, з ім прыйшлі радасць, святло, шчасце. Агонь, узяты ад Вечнага агню на плошчы Перамогі ў Мінску, быў дастаўлены ў Барысаў і запылаў ля падножжа помніка ахвярам фашызму на вуліцы Чапаева. Ён ніколі не згасне, як не згасне наша ўдзячная памяць аб тых, хто не вярнуўся з вайны».
zakharov@sb.by