Правда ли, что курс доллара будет падать?

Нефть и калий в одной корзине

В РЕДАКЦИЮ «СГ» обратился читатель из агрогородка Ходосы Мстиславского района Иван Петрович. Сбережения, рассказал он нам, хранит на валютном депозите, доходность которого в разы ниже, чем рублевого. Настораживает Ивана Петровича в этом вопросе стоимость доллара: «Если курс постепенно падает, значит, белорусский рубль укрепляется. От чего это зависит? Правда ли, что раз цены на нефть выросли, то  валюта  подешевеет?»


НАБЛЮДЕНИЯ уважаемого читателя действительно имеют под собой основания. В конце прошлого года мы ожидали курс доллара в 2,21 рубля. Такой показатель был заложен в среднесрочную финансовую программу республиканского бюджета на 2017—2019 годы, утвержденную Советом Министров 28 декабря 2016-го. Однако на сегодня официальный курс доллара — 1,97 рубля.

В пресс-службе Национального банка Беларуси «СГ» пояснили, что «динамика курса белорусского рубля к основным иностранным валютам, в том числе и к доллару, складывается под воздействием конъюнктурных факторов, а также ввиду изменения спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке». Важно, что в торгах иностранной валютой участие регулятора ограничено. А если это и происходит, то исключительно для сглаживания резких колебаний обменного курса.

Как же поведет себя доллар по отношению к белорусскому рублю? В Нацбанке подчеркнули, что все зависит от большого количества факторов, в том числе от динамики цен на нефть и калийные удобрения, от ожиданий населения и субъектов хозяйствования и других. Что же, позиция понятна: как правило, центральные банки стремятся не объявлять свои собственные прогнозы, чтобы не оказывать дополнительное влияние на поведение участников валютного рынка. Это абсолютно правильно.

Эксперты от прогнозов все же не отказываются. Финансовый консультант компании «ТелеТрейдБел» Жанна Кулакова столь приемлемый курс доллара объясняет просто: «Это произошло, потому что доллар быстро падал по отношению к большинству мировых валют. Его позиции на международной арене остаются по-прежнему довольно невнятными: над ним сгустились политические риски, с экономическими факторами тоже есть вопросы. Поэтому я вполне допускаю, что в этом году американская валюта продолжит негативную динамику по отношению к большинству мировых валют. Соответственно, на нашем рынке курс доллара будет расти медленнее, например, чем курс евро».

Жанна Кулакова заметила, что от ситуации на валютном рынке зависит в том числе и инфляция белорусского рубля. Напомним, результаты работы нашей экономики за 2017-й превзошли все ожидания: национальная валюта обесценилась всего на 4,6 процента. Это самый низкий годовой показатель инфляции за всю историю суверенной Беларуси. Однако не стоит забывать, что в структуре широкой денежной массы страны около 65 процентов — иностранная валюта. Следовательно, любое курсовое колебание тут же отражается на величине широкой денежной массы.

Стоит ли связывать стоимость той же нефти с курсом доллара? Допустим, в части подорожания марки Brent, баррель которой сейчас торгуется по 68,9 доллара. Нефть, по мнению эксперта, влияет на курс российского рубля. Однако наш валютный рынок сильно зависим от валютного рынка России. Всем известно, что эта страна наш ближайший торговый партнер, поэтому, чтобы отечественный экспорт мог чувствовать себя комфортно, важно выдерживать определенный баланс. Следовательно, и стоимость нефти для нашего валютного рынка тоже важна. 

«В этом году не стоит ждать каких-то неприятных сюрпризов, — успокоила финансовый аналитик. — Судя по ряду факторов, для мирового рынка нефти худшие времена миновали, поэтому не стоит ожидать значительных «просадок» в ценах. Если только произойдут какие-то форс-мажоры. К тому же влияние нефти на курс российского рубля за последнее время снизилось».

uskova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter