Приобретение недвижимости через риелторов — право или обязанность? Почему посредники решают, кому владелец отдаст свое имущество? Ответить на эти вопросы мы попросили начальника управления адвокатуры и лицензирования юридической деятельности Министерства юстиции Диану Подлесскую:
— На рынке достаточно риелторских организаций, работающих добросовестно, профессионально защищающих интересы клиентов. Однако есть и обратная сторона. Граждане довольно часто спрашивают у нас о возможности покупки предлагаемой агентствами недвижимости без оформления договорных отношений. Сразу отмечу, что организация вправе рекламировать объект только с согласия потребителя и после заключения с ним договора. По договору риелторская фирма должна, к примеру, искать покупателя, организовывать осмотры квартир потенциальными покупателями, а также — переговоры между ним и продавцом. Причем выполнять свои обязанности фирма должна максимально качественно, предлагая товар всем без исключения заинтересованным людям, а не искать только тех клиентов, которые готовы заключить договор с самим посредником. Лишь в таком случае интересы потребителя — продавца будут защищены.
Однако фактов, когда фирмы не выполняют взятые на себя обязательства по содействию в продаже недвижимости, много, говорит специалист Минюста. В частности, если человек перед осмотром квартиры либо после отказывается заключать договор с агентством, оно умышленно срывает сделку: покупателя вообще не допускают к осмотру или уже после него сообщают о невозможности приобретения. Вот лишь один из примеров. Николаю Ш. квартиру–то показали, но когда он сказал, что купит ее, а заключать договор с посредником и платить ему 60 базовых не станет, клиента уведомили: «Извините, у нас есть другой покупатель». И ведь проверка, которую провел Минюст, показала, что такой человек действительно был: он заключил договор с риелторской конторой. Выходит, что интересы одного из двух граждан были бы нарушены в любом случае.
Главный принцип в работе этих агентов — «не обманешь — не проживешь», считает мой знакомый, тоже попытавшийся купить жилье через посредническую фирму: «У них свои уловки. Они могут продавать и плохонькое жилье с соседом–наркоманом или бабулей с десятью кошками в квартире, скрыв при этом все недостатки. Иначе агент упустит заработок. Или, предположим, купил ты квартиру с помощью агента, а через годик туда вдруг возвращается отсидевший в колонии собственник. И что тогда?.. Нет, уж лучше самому собирать все бумаги, выяснять подноготную и напрямую заключать сделки в агентстве по госрегистрации и земельному кадастру». Другие собеседники признаются: проблема в том, что самому, промониторив сайты с недвижимостью, выйти напрямую на продавца крайне сложно. Хорошо если из 20 телефонов один будет не риелторский.
Продавать квартиру либо нет — решает не посредник, а продавец, напоминает Диана Подлесская. Но стараниями фирмы клиент порой просто не имеет возможности встретиться с другой стороной. При этом сам риелтор, не стесняясь, нередко обосновывает свой отказ якобы решением собственника. Да только проверки почему–то говорят иное: владелец даже не знал о том, что был такой–то покупатель и что он получил отказ. Конечно, посреднику ведь куда милее иметь два договора с обеих сторон. Получается, организация не так уж честна и перед тем, кто оплачивает ей оговоренные услуги. А неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий договора — это уже ответственность. Потребителям моя собеседница советует иметь в виду, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора:
— Понуждение не допускается. Договор предполагает оплату риелторских услуг потребителем. Однако ее организация вправе требовать только на основании заключенного договора. Поэтому прежде всего рекомендую внимательно знакомиться с его содержанием и тарифами.
И вот еще что: покупатель, заинтересовавшийся недвижимостью, которую предлагает посредник, не обязан заключать с ним договор. Это исключительно его право. Если же работник риелторской организации настаивает, следует обратиться к его руководству, которое обязано обеспечить соблюдение законодательства и надлежащей работы своих подчиненных. Неисполнение руководителем возложенных на него функций является основанием для привлечения его к ответственности. За защитой нарушенных прав граждане могут обратиться в Минюст и главные управления юстиции облисполкомов, Минского горисполкома. Кроме того, сейчас Министерство юстиции совместно с заинтересованными прорабатывает предложение о том, чтобы риелторские организации имели право заключать договор только с одной из сторон сделки. Таким образом, у посредника попросту отпадет необходимость понуждать к заключению договора на оказание своих услуг вторую сторону — потенциального покупателя. Это не лишает права потребителя обратиться в другую риелторскую организацию.
Никто не любит проходимцев
На интернет–форумах люди дают агентствам недвижимости, скорее, негативную оценку. В пример приводят свои истории. И как ни стараются Минюст, добросовестные фирмы поднять престиж риелторской деятельности, критики меньше не становится. На этом фоне недавно вновь обсуждался вопрос об отмене лицензирования риелторских услуг. К удовольствию клиентов на данный момент все останется, как есть. Оно и понятно: это не та сфера, где можно полагаться исключительно на добропорядочность посреднических контор. Мы уже видели, во что выливается такая вольница: до 2006–го агентства недвижимости уже работали без лицензий, в итоге, чтобы навести порядок на рынке недвижимости, пришлось вмешаться руководству страны.
Риелторам, которые не первый год заняты на рынке недвижимости, отмена лицензирования тоже не по душе. Елена Масловская, сотрудница агентства: «С отменой лицензий на рынок лавиной хлынут все кому не лень. А это нездоровая конкуренция, еще большая дискредитация профессии, поскольку в бизнес полезут и откровенные дилетанты, и хапуги, и шарлатаны. Чем все это чревато для клиентов, объяснять не надо». Татьяна Коваленко, начальник юридического отдела группы компаний «Твоя столица»: «Мы — за любое госрегулирование в данной сфере. Главное, чтобы оно было гибким и создавались эффективные механизмы обратной связи с бизнесом. Ныне действующая система уже сложилась. Она понятна, удобна, она работает и направлена на сдерживание «серого» рынка. Мы видим, что именно благодаря лицензированию сфера стала лучше. Есть опасения, что с его отменой в отрасли появится очень много нелегальных посредников. Сейчас лишить лицензии могут уже за одно грубое нарушение. Это хороший сдерживающий фактор».
К слову, за рубежом деятельность риелторов регулируется и законами, и самими агентствами, не желающими допускать в свои ряды мошенников. К примеру, в США, Канаде и Германии эту работу контролирует государство, поэтому на рынок недвижимости допускаются только профессиональные специалисты — сдавшие экзамены и получившие лицензию. Отсутствие криминального прошлого как обязательное условие получения спецразрешения служит еще одной гарантией надежности специалиста. В Великобритании, Бельгии, Испании, Нидерландах и других странах деятельность риелторов регулируют профессиональные организации. Саморегулируемые профсоюзы являются барьером для недобросовестных бизнесменов. Здесь человек не получает лицензию, а с ней и права на работу агентом до тех пор, пока профессиональная компания не выдаст ему все требуемые документы. Функции регулирования рынка недвижимости государство делегировало таким компаниям, закрепив это законодательно.
Кстати
Клиент или посредник, бывает, предлагают не платить фирме, а сразу — в карман ее представителю. От такого варианта лучше отказаться, ведь за чистоту сделки в агентстве обычно отвечает целая команда: одни проверяют «биографию» продаваемого объекта, другие делают запросы в определенные госструктуры и так далее. А за «серыми» схемами, как известно, мрачные перспективы. И случись что, винить клиент будет сам себя.
gladkaya@sb.by