Реконструкция одной из самых загадочных церквей Минска приоткрыла тайны столетней давности

Небесная защита для земных защитников

Духовенство и воинство всегда были неразрывно связаны на наших землях. Яркий тому пример история Александро-Невской церкви, расположенной на территории Военного кладбища в Минске. Храм появился в конце XIX века в память об офицерах и солдатах, погибших в русско-турецкой войне, и предназначался в первую очередь для 119-го пехотного Коломенского полка. И хотя эта воинская часть прекратила существование более века назад, ее святыня оберегает минчан до сих пор. Кореспондент “Народной газеты” заглянула под своды храма, впервые расписанного спустя более 120 лет после его возведения.

И памятник, и храм

Первое, о чем думаешь, оказываясь за массивной деревянной дверью – это росписи! На входе с обеих сторон стены украшают сюжеты, которые никак не ожидаешь увидеть в таком месте. Слева фрагмент полотна Василия Верещагина “Побежденные. Панихида” (оригинал выставлен в Третьяковской галерее), а справа изображен эпизод причащения раненных солдат в госпитале.

— Не стоит удивляться. Сюжеты имеют самое прямое отношение к этой церкви, -- говорит настоятель прихода храма-памятника в честь святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Николай Коржич.

Церковь находится в пяти минутах ходьбы от шумного проспекта Независимости, но она словно прячется от лишних глаз за большими старыми деревьями. Хотя правильнее сказать — маскируется. Потому что к военному делу храм имеет прямое отношение — основывался военными для военных. Сейчас место, где он стоит, — центр Минска. Однако во второй половине XIX века это была даже не окраина, а пригород. Здесь находились офицерские квартиры, казармы, склады. В общем, настоящий военный городок. Чем он жил? Боевыми сражениями и памятью о них, конечно.

Немногие знают, что прообразом героя знаменитой картины Верещагина стал белорусский священник Иоанн Носович. В годы русско-турецкой войны (1877—1878) он служил в 119-м Коломенском полку. В первом же бою подразделение понесло серьезные потери: погибли 15 офицеров и свыше 120 нижних чинов. Момент их отпевания и погребения и вдохновил Верещагина на картину. А сам отец Иоанн составил первые списки павших в бою однополчан. Вчитываешься в фамилии — почти все наши, белорусские! Именно они стали отправной точкой для возведения церкви неподалеку от госпиталя.

— По задумке создателей, она должна была стать своеобразным памятником в честь павших на поле брани во время турецкой кампании и в то же время храмом для военнослужащих Коломенского полка, — рассказывает протоиерей Дмитрий Хорошко, который сегодня служит тут ключарем.

Строительство храма легло на плечи священника Павла Богдановича, числившегося в Коломенском полку. В тесном взаимодействии с духовенством, ветеранами турецкой войны и семьями погибших, действующими военнослужащими и властями отец Павел начал непростую работу. Кстати, он стал прообразом для второго сюжета, запечатленного сегодня на входе в храм. Причащение военнослужащих на излечении не абстракция, а факт из его биографии: до появления Александро-Невской церкви Павел Богданович служил в домовой церкви святой княгини Ольги в Минском военном лазарете. К слову, это здание сохранилось до наших дней — там сейчас «дислоцируется» Следственный комитет Беларуси.


«Тут крестили половину минчан»

В путеводителях церковь на Военном кладбище часто называют единственной в Минске, которой удалось сохранить свой первоначальный облик. Но это верно лишь отчасти.

— Только во время реконструкции мы выяснили, что изначально наш храм выглядел иначе. Это трудно представить, но в 1898 году он был… без боковых приделов, — приоткрывает тайну отец Дмитрий. — Мы и раньше замечали некоторые особенности в его архитектуре. Например, под кровлей находятся определенные архитектурные формы — лепнина, пилястры, карнизы. Почему эта красота спрятана фактически на чердаке? Не понимали, почему центральная часть здания всегда была ниже приделов на сантиметров десять. Смущало и то, что не было под ней подвала. Оказалось, приделы были достроены в два первых года после освящения церкви. Удалось найти редчайший снимок без них: крошечная церковь (ведь и возвели ее всего за год!). Но уже в 1900 году она выглядела так, как сейчас.

Несмотря на то, что ХХ век принес храму большие потрясения, здание никогда не использовалось не по назначению. В Первую мировую Коломенский полк дважды практически полностью уничтожался на фронте, после Октябрьской революции прекратил свое существование. Церковь из полковых перешла в приходские, в 1937-м на двери был повешен замок. Надо отдать должное прихожанам. Службы не велись, а искренне верующие люди буквально дневали и ночевали внутри, не отдавая на разграбление иконы и утварь.

В июне 1941-го Военное кладбище подверглось мощной бомбардировке. Одна из фугасных бомб пробила купол храма, упала у иконы святого Николая, но так и не взорвалась. Это ли не настоящее чудо?

— В войну службы возобновились и с тех пор не прекращались. В богоборческое время в Минске было всего два действующих православных храма — Свято-Духов кафедральный собор и Александро-Невская церковь. Мы не преувеличиваем, когда говорим, что в нашей крестильне покрестили половину минчан, — улыбается отец Дмитрий.

Впрочем, атеистические десятилетия не прошли бесследно. Вплоть до 1980-х пробитую каменную кровлю удерживала хрупкая деревянная конструкция. На стены попадала влага, и чтобы скрыть это, пришлось обшить их вагонкой.

— Этот храм — памятник архитектуры. Реконструкция назревала давно, — отмечает настоятель Александро-Невской церкви.

Сегодня место неказистых панелей заняли основательные гранитные плиты, пол наконец стал ровным, а иконы преобразились после сложной реставрации. Но главное — купол и своды украшают удивительной красоты писаные лики.


Дойти до самой сути

У некоторых возникает вопрос: если храм больше 120 лет стоял без росписей, стоило ли делать их сейчас?

— Росписи — логическое завершение внутреннего убранства церкви. Однако у нас путь к ним растянулся на целый век. Известно, что попытки расписать храм предпринимались не раз. Но сначала на это не было денег и времени, а потом просто некому было этим заниматься — войны, революции, террор в отношении духовенства, — подчеркивает отец Николай. — Учитывая богатую событиями историю храма и не менее богатое не только духовное, но и материальное наследие, было бы непростительно оставить стены без ничего.

Здесь сохранился оригинальный иконостас. Среди образов святых немало тех, что были пожертвованы семьями погибших офицеров в русско-турецкой войне. Имеются дарственные надписи. Есть даже икона, подаренная Коломенскому полку самим Николаем II.

— Будем объективны: в Беларуси немного храмов с таким количеством намоленных икон, которые дошли до нас сквозь сложный ХХ век, — говорит настоятель и не скрывает: — Под них пришлось подбирать росписи, а не наоборот.

В наше время православные храмы часто расписывают в каноне — по-византийски. Но тут, чтобы не нарушать архитектурную стилистику, заданную иконами, утварью и деталями интерьера XIX века, росписи выполнили в академическом живописном стиле. Для этого пригласили палехских мастеров, которые работают в дореволюционных традициях.

Коломенского полка, давшего жизнь Александро-Невской церкви, нет больше века. Но сам храм упорно несет о нем память современникам через каждую деталь: от могил и плит с именами погибших в русско-турецкой войне до полкового герба над входом и лавровых венков, хоругвей, сабель в росписях.

— Для верующего человека, безусловно, важна история храма, в котором он молится. Помнить о тех, кто его построил, кто здесь служил, кто сюда приходил, — обязанность каждого, — считает отец Николай. 

Владимир ДРАЖИН, председатель Попечительского совета храма-памятника в честь святого благоверного князя Александра Невского, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь:

— Наша церковь имеет огромное значение не только для Минска и его жителей, но и для всего белорусского народа. Принимая это во внимание, на ее реконструкцию нас благословил владыка Филарет в 2017 году. За кратчайший срок была проделана колоссальная работа. Мы не обновили храм, а сделали его таким, каким он замышлялся своими создателями в конце XIX века.

Отрадно, что на всех этапах нас поддерживало государство. Плодотворное соработничество привлекло к поддержке и сохранению святыни много неравнодушных людей и даже целых организаций. Реконструкцию храма мы завершили на исходе 2021-го. Это не случайно — во славу нашего небесного покровителя Александра Невского, 800-летие которого отмечали в прошлом году.

Но работа над внутренним убранством -- лишь первый шаг. Уже сейчас идут предпроектные работы по реставрации фасада церкви. Кроме того, в планах озаботиться реставрацией могил воинов русско-турецкой войны, братского захоронения солдат Первой мировой, которые находятся у храма. В целом Военное кладбище требует особого внимания. Это без преувеличения национальный пантеон. Вместе с героями нескольких войн здесь покоятся и воины-освободители Минска от немецко-фашистских захватчиков, Якуб Колас и Янка Купала, а также другие известные поэты и писатели, артисты и деятели искусств, светила медицины и ученые. 

КСТАТИ

За время реконструкции храм пополнился новыми святынями. Так, стараниями благотворителя с Афона был привезен образ Богородицы с младенцем, именуемая Одигитрия (от греч. Путеводительница).

Архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием в храм передана частица мощей блаженной Матроны Московской, а фондом святых равноапостольных Константина и Елены (Москва) – частица мощей святителя Луки Крымского. К иконам, куда они вложены, прихожане обращаются с молитвами о здравии с начала пандемии.

Также для Александро-Невской церкви был изготовлен воздвизальный крест, созданный по образу креста святой Евфросинии Полоцкой. Специально для него игуменья Спасо-Евфросиниевского монастыря матушка Евдокия передала часть мощей, которые хранятся в обители.

Иконы и крест всегда доступны для прихожан.

Издательский дом «Беларусь сегодня» не первый год «шефствует» над могилами нескольких белорусских писателей, похороненных на Военном кладбище в МинскеСреди них могилы классиков белорусской литературы Павлюка Труса и Кузьмы Черного, а также автора текста гимна «Мы, беларусы» Михася Климковича и других писателей.


kurak@sb.by

Фото автора и из архива Александро-Невской церкви

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter