Константин Костюченко — о создании монумента «Врата памяти» в мемориале «Тростенец» и развитии современной белорусской скульптуры

Не вправе забыть

С чего начинается создание объемного произведения? С образа и вдохновения. Период между эскизом и воплощением замысла заполнен творческими исканиями и точными техническими расчетами. Порой на одну скульптуру могут уйти годы. Так было и с монументом «Врата памяти», за создание которого доценту кафедры скульптуры Белорусской государственной академии искусств Константину Костюченко присуждена Государственная премия Республики Беларусь в области литературы, искусства и архитектуры за 2020 год. Он работал над проектом для мемориала «Тростенец» более восьми лет. Об этом и многом другом на днях скульптор рассказал в своей мастерской, куда наши корреспонденты пришли поздравить его с высокой наградой.

Монтаж «Врат памяти» продолжался около месяца. Все это время в Тростенец прибывали автобусы из разных стран — потомки погибших в фашистском лагере людей стремились увидеть первый воздвигнутый в этом месте монумент.
Фото  БЕЛТА

Боль и горечь

Константин Александрович радушно приглашает в небольшой зал с белыми стенами, огромным зеркалом и множеством светильников. Здесь эскизы работ, инструменты, стол для работы над проектами эскизов. На одной из подставок — фрагмент монумента «Врата памяти». Константин Александрович пристально вглядывается в его детали. Касаясь крепкими пальцами, находит то, что можно подправить. Стремление к совершенству — то, без чего оживить металл не получится.

— Для художника очень важно затронуть нужные струны души людей, которые будут смотреть на созданное твоими руками творение,
— говорит скульптор. — Воплотить замысел так, чтобы он остался в памяти на века и еще долгое время мог говорить с новыми поколениями, — задача не из легких. Для ее выполнения нужно много учиться. Может быть, даже всю жизнь.

Константин Александрович признается: не ожидал, что его работа получит столь высокую оценку. И не скрывает, что для него это огромная ответственность, стимул трудиться дальше на благо родной Беларуси. Первыми с присуждением Госпремии его поздравили коллеги, а также семья: родители, супруга Мария и три дочери.

— Оглядываясь назад, не могу поверить, что прошло уже более десяти лет с тех пор, как приступил к проекту «Врата памяти», — рассказывает Константин Костюченко. — Брался за работу и понимал, во имя чего я это делаю. Тема войны не та, где ищут вдохновение. Тема наполнена болью и горечью даже для тех, кто знает о Великой Отечественной только по книгам, фильмам. Воплощая замысел, вспоминал рассказы моих дедов — участников Великой Отечественной войны. Отец моей мамы Андрей Семенович Кругаль был партизаном. Папиного отца Александра Адамовича Костюченко в самом начале войны ранило в ногу осколком снаряда, он был комиссован. Потом всю жизнь ходил, опираясь на трость. Мои дедушки в подробности боевых действий меня не посвящали, но оба говорили, что война — это самое ужасное, что может случиться, говорили, как важно сделать все возможное, чтобы страшные ошибки не повторились.

Многие художники обращались в своем творчестве к теме войны. Каждый передавал ее по-своему. Я с головой погрузился в тему нашего военного прошлого, когда работал в мастерской, руководил которой народный художник Беларуси Михаил Савицкий.

Поначалу в основе моего проекта была тема царских врат — это главные врата иконостаса в православном храме, которые ведут в алтарную часть и символизируют собой врата рая. Впоследствии у меня возникла идея создать «Врата памяти». Я изучал архивные сведения о лагере смерти Тростенец и приходил в ужас. В нем были зверски замучены и уничтожены более двухсот тысяч ни в чем не повинных людей. Я понимал, что тема мемориала должна быть всеобъемлющей. Нужно было раскрыть многие аспекты тех страшных лет, передав боль и трагедию, и в то же время сделать работу лаконичной, чтобы она гармонировала с ландшафтом.

Сначала в голове художника рождаются ассоциации, появляются символы, идеи. Затем все это переносится в виде зарисовки на бумагу. Не исключено, что сразу может получиться «каша-малаша». А бывает, с ходу выходит связная история. Затем лепишь маленький макет… Важная часть работы заключается не только в том, чтобы воплотить идею, вылепить объемную фигуру руками. Надо еще и тщательно продумать каркас, на котором она будет держаться, места стыков разных фрагментов, рассчитать нагрузку на металлическую конструкцию. Ведь вес некоторых скульптур может достигать нескольких тонн.

«Врата памяти» Константин Александрович выставил на открытый республиканский конкурс в 2010 году. К слову, только эскиз проекта разрабатывал три года. В 2014-м приступил к выполнению работы в полном размере. Монтаж «Врат памяти» продолжался около месяца. Все это время в Тростенец прибывали туристические автобусы из разных стран — потомки погибших в фашистском лагере людей стремились увидеть первый воздвигнутый в этом месте монумент.
В июне 2018 года Президент Беларуси Александр Лукашенко вместе с федеральными президентами Германии и Австрии Франком-Вальтером Штайнмайером и Александром Ван дер Белленом посетили мемориальный комплекс «Тростенец», где состоялся митинг-реквием, посвященный памяти жертв нацизма.

А в марте 2019-го ­Александр Лукашенко и федеральный канцлер Австрии Себастьян Курц открыли памятник австрийским гражданам, погибшим в годы Второй мировой войны в созданном нацистами лагере смерти Тростенец. Во время церемонии Глава государства отметил: «Наш общий долг — рассказать новым поколениям об ужасах войны, ее жертвах, чтобы подобное больше никогда не повторилось. Убежден, что совместная работа по увековечению памяти жертв нацизма будет способствовать укреплению дружественных отношений между нашими странами и народами».

На струнах души

Константин Костюченко рос в творческой семье. Его родители окончили Белорусский театрально-художественный институт. Мама работала художником-мультипликатором на киностудии «Беларусьфильм», отец был главным художником Большого театра оперы и балета в Минске. К ним в гости часто приходили люди творческих профессий. Маленький Костя больше всего любил общаться со скульпторами. В детском саду на занятиях ему нравилось лепить самолетики.

— Мы жили рядом с аэропортом, — вспоминает скульптор. — Я наблюдал за взлетающими самолетами и мысленно представлял страны, куда они направлялись. Мечтал о профессии летчика. Было время, когда хотел стать… мусорщиком. Наблюдал за механизмом работы машины с «клешней» — устройством, поднимающим мусорный бак, и пытался понять, как устроен этот механизм. В общем, творческое воображение и увлеченность техникой пригодились в будущей профессии скульптора.
Скульптор не скрывает, что присуждение Государственной премии — огромная ответственность, стимул трудиться дальше на благо родной Беларуси. Первыми с высокой наградой его поздравили коллеги, а также семья: родители, супруга Мария и три дочери.
Знаковую роль в моем становлении как личности и будущего скульптора сыграл однокурсник отца — Сергей Анатольевич Логвин. Он был моим педагогом в академии искусств, часто приглашал меня в свою мастерскую помогать в работе над проектами. Мне важно было его доверие. Это дорогого стоило. Приятно и сейчас работать с ним вместе.

Я с детства научился все успевать: и спортивную секцию посетить, и домашнее задание сделать, и во дворе погулять. Учился правильно распределять время. Навыки самоорганизации пригодились во время учебы в академии искусств. Уставал, но от осознания, что расту профессионально, получал наслаждение.

После получения диплома выиграл один из грантов в итальянском посольстве, и у меня появилась возможность год учиться в академии искусств во Флоренции. Вернулся оттуда с множеством новых впечатлений и идей. Увидел разницу между системами подготовки скульпторов у нас и в Италии. К слову, там можно стать студентом художественного вуза практически с нулевой подготовкой. У нас это нереально. В Беларуси каждый студент должен отработать определенное количество часов в творческой мастерской. У них все поставлено на коммерческие рельсы. Так что можно с уверенностью сказать о высоком уровне выпускников Белорусской государственной академии искусств.

Мои студенты часто спрашивают: в чем секрет успеха скульптуры? Отвечаю: важно, чтобы работа привлекала внимание не одну секунду, не была однодневной. Нужно, чтобы даже спустя время человек, рассматривая скульптуру, мог через образ понять идею, которую хотел донести автор, и ощутить дух времени, в котором он жил.

kuzmich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter