«Войти в IT». Мануал на личном примере
Интерес к технологиям появился у Коли благодаря хакатонам. Так называют двухдневные квесты по разработке IT-проектов: от идеи до кода и презентации получившегося стартапа.
— На свой первый хакатон я пришел просто посмотреть — для зрителей вход свободный. В финале набрался храбрости, попросил микрофон и задал вопрос. Тогда я был новичком, волновался, поэтому он, наверное, был очевидным, — смеется Коля. — Но тем не менее это был первый и очень важный опыт: я пришел, посмотрел на происходящее своими глазами и понял, что хочу во всем этом поучаствовать. Почему? Потому что если сравнивать с другими занятиями, то сфера IT самая открытая и доброжелательная.
Впрочем, не хакатонами едиными. Подросток долго, в деталях рассказывает о курсах программирования, предпринимательстве и стартапах, а мы улавливаем в этой истории уже звучавшее «блокчейн». Что это такое, просим объяснить простым языком. Коля тщательно подбирает слова:
Блокчейн — это технология, которая позволяет хранить информацию (чаще всего о финансовых переводах) на разных компьютерах одновременно. Вместе они образуют систему, похожую на базу данных, только более надежную. Разница вот в чем. Если использовать блокчейн, то даже при выходе компьютеров из строя информация никуда не пропадет. То есть взломать систему невозможно. Своей популярностью эта технология обязана криптовалютам, но сейчас ее используют в разработке программ, маркетинге и компьютерных играх.— Впервые с блокчейном я столкнулся благодаря музыке. Дело было так: я знал, что у музыкантов и диджеев часто возникают проблемы с авторским правом — кто написал бит, а кто использует, указали ли источник… Чтобы разобраться, решил создать проект о хранении и передаче прав на музыкальные биты Beat-Buy. Оказалось, что блокчейн для реализации идеи подходит лучше всего, — поясняет Коля. — Тогда я начал его внедрять — и понеслось: познакомился с сообществом блокчейн-специалистов в Минске, стал рассказывать о своих идеях, прошел отбор в блокчейн-школу. Кстати, это было своеобразным исключением из правил: я оказался единственным подростком в группе. Параллельно учился «кодить», а потом появились и первые заказы, связанные с блокчейн-разработкой. Так я попал в сферу информационных технологий.
— Как возраст повлиял на работу?
— Из-за него есть много ограничений. Например, меня не хотели брать на работу в крупные компании, несмотря на успешно пройденное собеседование. Если не называть возраста, меня принимают за студента младших курсов. Потом получается смешно: работодатель спрашивает, нужно ли выписать освобождение в университет, а я говорю, что мне пятнадцать. В ответ на это обычно предлагают прийти через несколько лет. Но ведь по закону работать можно уже с четырнадцати!
Путь Коли гибридный: он совмещает в себе дороги самоучки, ученика курсов и стартапера. При этом подросток уверен, что проекты — неотъемлемая часть обучения.
Чем еще IT отличается от других профессий? Все слишком быстро меняется. Если ничего не делать, стоять на месте не получится — неизбежно откатишься назад. Чтобы находиться в общем потоке с индустрией, нужно постоянно узнавать что-то новое. А если хочется вырываться вперед, придется учиться еще больше. При этом когда есть база навыков, углубленные знания можно получить самостоятельно. Но когда уровень начальный, необходимо живое общение с более опытными людьми. Они могут подсказать правильный путь, ответить на глупые вопросы и помочь предотвратить ошибки. У Коли такие менторы были, и общение с ними невероятно помогло.
А нужно ли образование?
Попасть в ряды IT в 2020-м просто. Для этого не обязательно получать диплом профильного университета — есть курсы. При желании можно обойтись и без них: интернет полон знаний. Стартовой площадкой в таком случае становится не сертификат, а проект, который показывает уровень умений. Нет проекта? Тестируй чужие. Не хочешь? Иди в веб-дизайн!
В общем, приобщиться к технологиям может, наверное, каждый второй белорус. Оно и неплохо: для развития экономики нам как раз нужны программисты. Загвоздка только в том, что сегодня они в основном работают не в Беларуси, а на аутсорсинге. В чем причина?
— Люди идут в IT только из-за денег?
— На самом деле много платят только тем айтишникам, которые уже имеют опыт, статус и репутацию, остальные получают среднюю зарплату. Как и в других профессиях — ничем не отличается. Изначально, на хакатонах и стартапах, все работают за идею. Потом, если тестовый проект перерастает в полноценный, в дело вступают деньги. Таких проектов не очень много. В любом случае все строится на инициативе.
Сейчас пятнадцатилетний подросток работает над автоматизацией в сельском хозяйстве при помощи блокчейна и платформой для самообразования FutureDay, которая нацелена на подростковую аудиторию. А еще предлагает реформировать школьную информатику.
— Современная школа отстает от трендов новых технологий . Поэтому, считаю, нужно кардинально поменять подход к информатике — переписать учебники и убрать из них устаревшую информацию. Подросткам нужны прикладное программирование, веб-разработка, навыки проектной работы. И самое главное — поддержка от учителей.
На примере Коли понятно: сегодня любой подросток может стать разработчиком. Если школа будет это поддерживать, путь в IT станет только проще. Нас ждет поколение стартаперов из старших классов?
— Серьезно заниматься IT в пятнадцать и одновременно ходить в школу — это вещи несовместимые, — не соглашается Коля. — Я нахожусь на индивидуальной форме обучения и сдаю в школе аттестации. Конечно, это вариант не для всех, потому что он требует большой самостоятельности. Но мне подходит. Кстати, в университет поступать я все-таки планирую. Только вот рассматриваю его как способ получить общие знания, например, экономические, — а поступать на специальности, связанные с программированием, нет смысла. Вряд ли там расскажут что-то, чего я не знаю.
Фото автора и pixabay.com