Президент неоднократно отмечал, что принято считать, мол, рынок все отрегулирует. Однако опыт, в том числе и мировой, говорит об обратном. Во многих странах различными структурами власти четко отслеживается стоимость наиболее значимых товаров. И на государственном уровне идет корректировка цен. Александр Лукашенко в этой связи подчеркнул: «Никогда нигде на всех этапах моей президентской жизни ничего рынок не отрегулировал. Везде мы вмешивались. Не знаю уже, чем закончится эпопея с регулированием цен. Но если Правительство не провалит, это будет уникальная операция в рыночной, так сказать, экономике».
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Я хочу, чтобы вы понимали, что отступления ни влево, ни вправо от этой проблемы (контроля за ценами. — Прим. ред.) не будет. Это вопрос нравственный, политический, стратегический. Как хотите называйте. Но главное — это вопрос справедливости.
На совещании по вопросам совершенствования системы регулирования и контроля за ценами, 21 декабря 2023 года.
— Я хочу, чтобы вы понимали, что отступления ни влево, ни вправо от этой проблемы (контроля за ценами. — Прим. ред.) не будет. Это вопрос нравственный, политический, стратегический. Как хотите называйте. Но главное — это вопрос справедливости.
На совещании по вопросам совершенствования системы регулирования и контроля за ценами, 21 декабря 2023 года.
Вмешательство оправданно
Вопреки расхожему мнению торговые сети, кроме коммерческих целей, имеют масштабные социальные задачи: обеспечить продукцией граждан — от самого центра страны до ее окраин. И это понимают не только в Беларуси.Западные страны также довольно активно применяют ценовое регулирование и нередко вмешиваются в деятельность торговых сетей.Наиболее ярким и массовым примером может послужить ситуация в Германии в 2000 году. Тогда федеральное ведомство по надзору за деятельностью картелей вынудило крупные сети, таких акул рынка, как Wal-Mart, Aldi и Lidl, продавать основные продукты питания по ценам не ниже их себестоимости. Это решение было призвано предотвратить ущемление конкуренции и возможное исключение мелких игроков с рынка. А Бельгия, Люксембург, Франция, Ирландия, Португалия, Испания и Италия в свое время приняли еще более строгие меры, запретив сетевикам реализовывать товары по ценам ниже установленных пороговых значений.
Такие меры понятны. Ретейл должен нести ответственность как перед покупателями, так и перед производителями. Известны примеры, когда в борьбе с конкурентами супермаркеты месяцами могли не выплачивать деньги за взятую у поставщиков продукцию. Иногда подобные действия ставили то или иное предприятие на грань кризиса или даже банкротства.
Другая крайность — это ценовые сговоры, когда торговля специально завышает цены на важнейшие повседневные товары, пользующиеся спросом. Это ведет к необоснованному росту цен, что бьет по социально незащищенным слоям населения.
Ответственность превыше всего
Белорусская модель развития отличается своей ориентацией на максимально широкие круги населения, а не на узкую прослойку высшего класса. Поэтому и политика государства направлена на сдерживание цен на товары прежде всего стратегического характера и массового потребления.
Приоритет государства — это интересы большинства. Особая задача — защитить социально уязвимые слои общества, в том числе через управление ценообразованием на социально значимую продукцию.
Для белорусского государства регулирование цен — вопрос не только экономический, но еще и глубоко нравственный.
«Некие хозяева получают по 35 тысяч долларов как минимум в месяц. Это нормально? — еще в конце 2023 года на совещании по регулированию цен говорил Президент Беларуси Александр Лукашенко. — Это вопрос справедливости, а спрос на справедливость всегда был».
Понятно, что раньше некоторые ретейлеры прибегали к завышению цен на массовые товары с целью компенсировать издержки на продажу премиальной продукции, пользующейся ограниченным спросом. Регулирование цен ограничило возможность использования подобных схем. И как результат — корректировка ассортимента идет за счет премиального сегмента.О чем это свидетельствует и к чему ведет? Во-первых, для ретейлеров поднимать цены сложнее на базовые, а не на премиальные товары. А именно этот вопрос стоит на первом месте. Во-вторых, и геополитическая ситуация с вытекающими из нее сложностями логистики диктует свои условия — оптимизация становится залогом выживания.
Потребительский же спрос нужно правильно распределить в «топовой корзине». Поэтому производители сокращают продуктовые линейки, отказываясь от премиальности в пользу «народности» и широты востребованности товара.
Несмотря на заверения критиков регулирования, результаты марта 2024‑го говорят сами за себя. В этом месяце по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снижение цен коснулось 18,1 % товаров в годовом выражении.
Жаловаться не на что
Некоторые критики госрегулирования могут сказать, что это якобы бьет по рентабельности торговых сетей.Однако результаты говорят о другом: выручка торговых сетей за прошлый год выросла на 12,5 % и составила 64,56 млрд белорусских рублей.
Если учесть потребительскую инфляцию в 5,1 %, то и в этом случае увеличение доходов очевидно.
А средняя рентабельность торговых сетей составила 1,2 % при 2,2 % в 2022‑м. Последний фактор говорит сам за себя.
Ретейлеров не оставили без прибыли, но заставили затянуть пояса в пользу простого потребителя. В этом и есть сущность социального государства, где приоритет отдается в пользу большинства.«Опыт и практика 2023 года показывают, что мы нашли этот баланс между справедливым формированием цены в сетях и неубыточностью их», — констатировал еще в конце прошлого года вице-премьер Николай Снопков.
Показатели начала года тоже радуют. У крупных и средних торговых сетей за январь — февраль этого года выручка составила 10,784 млрд белорусских рублей, что на 17,5 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Следует учитывать, что потребительская инфляция за первые два месяца нынешнего года была на уровне 5,7 %.
Таким образом, в реальном выражении выручка выросла приблизительно на 11,1 % к 2023‑му, что демонстрирует стабильный и чистый рост.
Не стоит жаловаться торговле и на чистую прибыль. Она у средних и крупных игроков за два месяца вышла на уровень 68 млн белорусских рублей.
Это означает рост к аналогичному периоду 2023 года на 14,2 %.
Быть мобильными
Не следует забывать, что коммерческие торговые сети концентрируют свою деятельность в местах с большой плотностью проживающих. Однако такая политика гонки за потребителем за счет отдаленной сельской местности бьет по белорусской глубинке. Поэтому Президент Беларуси Александр Лукашенко уделяет особое внимание Белкоопсоюзу, который как раз и специализируется на предоставлении услуг в самых далеких населенных пунктах нашей страны.Понятно, что социальная нагрузка на Белкоопсоюз и его ответственность колоссальны. Доехать до самого маленького села не так-то просто. Иногда сама дорога туда будет затратнее, чем выручка, полученная там. Однако для многих жителей отдаленных деревень и весей автолавка, пожалуй, сравнима с дорогой жизни.Поэтому здесь требуются глубокие улучшения и оптимизация работы, но не за счет качества предоставляемых услуг, а за счет внедрения новейших решений. Если в 2010‑м доля Белкоопсоюза на рынке составляла 12 %, то к 2020 году она сократилась до 4 %, а в 2023‑м была уже только 3 %. Но все равно это, можно так сказать, главный торговый монстр страны.
По состоянию на начало февраля у этой сети было 3583 магазина и под контролем находилось 45 % всей сельской торговли.Сегодня перед структурой стоит задача усовершенствовать сам процесс организации торговли — от закупки товара, входных цен, ассортимента, доставки в торгобъекты до его выкладки, рекламы и тому подобного. Речь, по сути, о едином операторе закупок. В современных условиях важна и мобильность, особенно через развитие интернет-торговли.
Будущее за умными магазинами
Важно для ретейла сегодня идти по пути снижения затрат. В Беларуси уже более пяти лет внедряются кассы самообслуживания, которые решают вопрос не только с нехваткой персонала, но и с автоматизацией и удешевлением самой системы продаж. Действительно, в стране наблюдается некоторый отток кадров из розничной торговли.По итогам 2 месяцев 2024‑го ее организации приняли на работу 11,6 тыс. человек, а уволили — 13,7 тыс.Безусловно, часть людей переквалифицируется. Многие уходят на производства, где вовсю реализуются импортозамещающие программы.
На чистой основе снижение количества занятых в отрасли составило 2,1 тыс. человек. Соотношение принятых и уволенных работников ретейла в январе — феврале сложилось на уровне 84,9 % (в среднем по экономике — 97,7 %).
Бесспорно, автоматизация касс в подавляющем числе гипермаркетов страны будет идти и дальше. За последние пять лет цена на саму автоматическую кассу упала с 20 — 30 тысяч долларов практически в 10 раз, ее обслуживание не стоит практически ничего. В ближайшие годы можно ожидать в Беларуси и появление умных магазинов вовсе без персонала.
Развивать свои бренды
Сегодня перед сетевиками стоят не только социально значимые задачи, но и государственные. Акцент должен быть сделан на местные продукты крупных гигантов, а также малых агропредприятий. Торговля кое-где уже вышла на компромиссный вариант, создав свой бренд для продажи фермерских и крафтовых товаров.Эффективной стратегией может стать и дальнейшее создание собственных торговых марок. С одной стороны, это позволит активизировать производство продуктов питания из белорусского сырья. С другой — это несомненный плюс и для ретейла, который самостоятельно решает, какие товары производить, как они будут выглядеть, сколько стоить. И это сделает их более бюджетными по сравнению с аналогичной продукцией, выпускаемой другими компаниями. Последний фактор дает возможность более эффективно контролировать цены.Одновременно имело бы положительный эффект для всей страны предоставление поставщикам, занимающимся импортозамещением, премиальных или даже льготных условий для реализации своей продукции на отечественных торговых площадях.
Мерчандайзинг, то есть выкладка товаров на прилавки, может осуществляться в приоритете к продукции белорусского производства. И, конечно же, в плане развития государство должно отдавать преимущество тем торгточкам, где имеется 100‑процентный отечественный капитал.
Но не следует отказываться и от зарубежного опыта. Например, создания закупочных союзов и кооперативов локальными и небольшими сетями, которые зачастую жалуются на «засилье» крупных игроков. Малые магазинчики могут объединиться, чтобы приобретать товары у производителей и поставщиков более крупными партиями, что позволит снизить стоимость поставок и транспортных затрат при минимальных административных издержках.
Социальная направленность должна проявляться и в развитии магазинов шаговой доступности. Пенсионеры, социально незащищенные слои граждан должны иметь возможность без ограничений пользоваться благами торговли, которой необходимо руководствоваться принципами доступности, приемлемости и удобства в интересах максимально широких слоев населения.
Петр ПЕТРОВСКИЙ, политолог.