Разбираемся, как влияет на школьников мобильный телефон

Не прилипать к экрану

Мобильный телефон для школьника: польза или вред?

Смартфоны у современных детей оказываются едва ли не с рождения. Печатать мальчики и девочки начинают быстрее, чем писать от руки, нередко надолго погружаются в онлайн-игры, соцсети. Но мобильный для ребенка может быть не только средством связи или игрушкой, но и помощником в учебе. На Республиканском педагогическом совете Глава государства подчеркнул, что сегодня буквально все школы в стране имеют технические возможности для доступа к любым информационным образовательным ресурсам.

Схитрить не получится

В средней школе № 14 Молодечно ученики сдают телефоны, как только заходят в класс: отключают у гаджетов звук и кладут в специально отведенное место. 

— У нас действуют правила внутреннего распорядка. В кабинетах есть специальные ящики для хранения. Забрать гаджет можно после занятия. Конечно, бывают случаи, когда ребята пытаются схитрить и оставить у себя смартфон, но учитель сразу пресекает такие уловки. На перемене девочки и мальчики могут воспользоваться смартфоном, если нужно сделать срочный звонок, связаться с родителями. Но массовые посиделки в играх, TikTok, переписки исключены, — вводит в курс дела Калина Капуцкая, директор средней школы № 14 Молодечно.

При этом учебное заведение идет в ногу со временем и пользуется всеми возможностями технологического прогресса, отмечает директор:

— Учителя активно применяют современные технологии в образовательном процессе. Например, на занятиях по иностранным языкам QR-коды на страничках учебников заменили бумажные словари. Если учитель правильно выстраивает занятие, смартфоны становятся дополнительным способом вовлечь ребят в процесс обучения. Педагог разрешает детям воспользоваться телефоном, но только 10—15 минут, чтобы минимизировать «общение» ребят с гаджетами. В нашей школе создана локальная сеть. Для учащихся и педагогов интернет бесплатный, но, конечно, доступ к соцсетям ограничен. Виртуальные экскурсии, видеоуроки, онлайн-конференции, современные программы-опросники, интеллектуальные карты помогают педагогам сделать процесс обучения более интересным и эффективным. 

Калина Капуцкая уверена, что такой подход дает свои результаты: в школе немало медалистов, ребята побеждают на республиканских, внутривузовских олимпиадах.

По мнению директора и учителей, смартфоны не стоит полностью запрещать и вычеркивать из школьной жизни, нужно максимально регламентировать использование гаджетов в учебном заведении, грамотно интегрировать их в образовательный процесс. Обращаясь к родителям, Калина Капуцкая акцентирует внимание на домашней подготовке малышей и подростков:

— Не следует поощрять списывание заданий из решебников. Нужно занять грамотную позицию, объясняя детям, что не следует формировать привычку избегать трудностей и пользоваться готовыми решениями вместо поиска собственных. Мы часто говорим о том, что дети практически не отрываясь сидят в телефонах. Но какую они получают информацию, как она влияет на их поведение, становление личности? Сегодня важная задача — сформировать у подрастающего поколения культуру пользования гаджетами. 

Вне зоны доступа 

Как телефон влияет на развитие ребенка? Некоторые исследования показали, что избыток экранного времени может привести к проблемам со зрением, недосыпанию, снижению концентрации внимания. 

Дети должны расти здоровыми и гармонично развитыми, а для этого нужно много времени проводить на свежем воздухе, регулярно и качественно питаться, заниматься спортом. От цифрового образа жизни падает зрение, страдает позвоночник. Поэтому перерыв между уроками предназначен для того, чтобы ребята пришли в себя и отдохнули, а не просиживали это время в телефонах, отмечает Татьяна Романовская, психотерапевт, старший преподаватель кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ:

— Детям нужно живое неформальное общение со сверстниками. И чтобы снять умственное и мышечное напряжение, во время перемен необходимо двигаться. 

По мнению эксперта, родителям не менее важно организовать «информационный детокс» дома, ограничивая использование гаджетов при совместном времяпровождении, ведь дети смотрят на взрослых как на пример и образец для подражания:

— Зачастую, уделяя время домашним хлопотам, себе, карьере, взрослые сами приучают ребенка к гаджету — «лишь бы не мешал». Даже дома многие сидят по углам в своих телефонах. Для того чтобы ребенок переключил внимание со смартфона на реальное общение, важно играть вместе, обсуждать события и планы, проводить больше времени на свежем воздухе.

Смартфон не навредит ребенку и станет ему помощником, если придерживаться в семье определенных правил. Не надо им пользоваться перед сном, так как это может приводить к трудностям засыпания, позднему пробуждению, нарушению метаболизма. Важно ограничивать использование гаджетов за едой. 

Исследования показывают, что длительное взаимодействие ребенка с мультимедийными устройствами негативно отражается на общем состоянии его организма — физическом и психоэмоциональном. Например, после компьютерных игр, длительного просмотра мультфильмов у ребят повышается нервно-психическое возбуждение, нарушаются сон и зрение.

При этом, по мнению Татьяны Романовской, не стоит демонизировать смартфоны — есть много игр и приложений, которые развивают логику, внимательность, эрудицию, и это идет ребенку только на пользу.


МНЕНИЯ

Ирина КАРЖОВА, начальник управления общего среднего образования Министерства образования:

— Государственным школьным стандартом определен порядок использования мобильных телефонов в учреждениях образования. С разрешения учителя можно использовать их на уроке, чтобы зайти, например, на Национальный образовательный портал. Новые пособия с QR-кодами позволяют перейти на определенные ресурсы, максимально заинтересовать ребенка предметом, ведь всю информацию в один учебник не вместить.

Михаил Мирончик, член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке:

— В вопросах, которые касаются обучения и воспитания детей, важно выстроить надежную систему защиты подрастающего поколения от противоправного контента. Параллельно должно быть обеспечено сопровождение конструктивными законодательными решениями, способствующими адекватному использованию цифровых технологий во всех сферах, касающихся детей. На мой взгляд, гаджеты, электронные учебники в полной мере не заменят бумажную книгу, привычный глобус. Да, сегодня все больше школ оснащаются интерактивными досками, мультимедийными системами, но, безусловно, внедрение в образовательный процесс информационных технологий должно основываться на методическом психолого-педагогическом, научном сопровождении. Еще один важный вопрос, требующий внимания, — формирование информационной культуры учащихся. Сегодня ставка делается на развитие навыков безопасного и ответственного поведения в интернете, профилактику и предупреждение правонарушений в области информпространства. Тематические мероприятия должны быть направлены на грамотное использование сетевых ресурсов, развитие критического мышления и навыков коммуникации. Эта работа лежит не только в плоскости «школа — ученик». Очень важно, чтобы в семье детям тоже прививали информационную гигиену. 

hilkok@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter