Питающие надежды на летний отдых за рубежом туристы полностью разделяют слова классика: «Каб любiць Беларусь нашу мiлую, трэба ў розных краях пабываць…» У тех, кто предпочитает далеко не отъезжать от дома, другой стихотворный ориентир: «Мой родны кут, як ты мне мiлы!.. Забыць цябе не маю сiлы!» Данные статистического исследования «Туристические предпочтения населения Беларуси», проведенного в преддверии отпускного сезона специалистами Института социологии Национальной академии наук, однозначно свидетельствуют о том, что предпочитающих заграничным вояжам отдых на родине, в Беларуси, с каждым годом все больше. Но это не значит, что требования к внутреннему туризму ниже, чем к выездному.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Меня удручает тот факт, что у нас в Беларуси не знают Беларусь, особенно молодежь. Они хорошо ориентируются в Эмиратах, Черногории, Турции или Барселоне, а Беларуси не знают. А мест прекрасных предостаточно. Поэтому я бы попросил: все-таки не надо стремиться куда-то полететь с тремя-четырьмя пересадками. Но коль кто-то уж купил билеты или кто-то хочет, мы запретить не можем.
На совещании по вопросам сотрудничества с Россией, 1 июня 2021 года.
— Меня удручает тот факт, что у нас в Беларуси не знают Беларусь, особенно молодежь. Они хорошо ориентируются в Эмиратах, Черногории, Турции или Барселоне, а Беларуси не знают. А мест прекрасных предостаточно. Поэтому я бы попросил: все-таки не надо стремиться куда-то полететь с тремя-четырьмя пересадками. Но коль кто-то уж купил билеты или кто-то хочет, мы запретить не можем.
На совещании по вопросам сотрудничества с Россией, 1 июня 2021 года.
На природе и с семьей
Кто хорошо работает, тот должен хорошо отдыхать. Многое, впрочем, зависит от обстоятельств: если в 2020‑м отдых и путешествия важной частью жизни считали 87,7 процента опрошенных, то в 2022‑м — 75,3 процента, а в нынешнем — 73,7 процента респондентов.— Для индустрии туризма стресс-тестом стал ковид, — комментирует результаты опроса заместитель директора по научной и инновационной работе Института социологии НАН Беларуси Николай Сухотский. — Люди очень хотели путешествовать, и это стремление отражают цифры за 2021 год. А дальше мы видим стабилизацию цифр.
Большинство представляют свой отдых в полном либо частичном единении с природой: 45,1 процента просто релаксируют вдали от шума и пыли, 39,2 процента совмещают релакс с собиранием грибов, ягод либо охотой и рыбалкой, а 31,5 процента отдаются дачным заботам. Желающих посещать памятники истории, искать спасения от зноя на отечественных пляжах и наносить визиты в заказники и заповедники меньше: 28,9, 25,1 и 22,5 процента соответственно. Далее по убывающей следуют активный отдых и занятия спортом, посещение культурных и спортивных мероприятий, а также экстремальный отдых.
Почти три четверти путешественников предпочитают совершать вояжи вместе с семьей, чуть более трети — в компании друзей, 11,7 процента — одиночки, а коллег по учебе или работе зовут в спутники всего 7,4 процента опрошенных.
Остаемся дома, но с оговорками
Стремление жителей Беларуси непременно раз в год выбраться к теплому морю, в экзотическую страну либо экскурсионную поездку к раскрученным достопримечательностям в последние годы поугасло. Лишь 13,1 процента респондентов планируют в этом году выбраться за границу, причем почти половина из них не намерена выезжать дальше России (см. инфографику). Представители турбизнеса, очевидно, могут возразить, что виноваты в этом как последствия пандемийных ограничений, так и внешнеполитическая ситуация, санкции и т.п. Но как бы то ни было, имеем то, что имеем.В то же время, подчеркивают авторы исследования, за три последних года увеличилось количество людей, рассматривающих Беларусь как место для отдыха (с 84,5 процента в 2021‑м до 91,7 процента в 2023‑м). Количество тех, кто не хочет отдыхать рядом с домом, снизилось при этом с 12,7 до 7,3 процента.
Почему некоторые соотечественники не рассматривают Беларусь как место для отдыха? Среди ответов на первом месте высокая стоимость проживания, услуг, передвижения и т.д. (37,2 процента), далее — недостаточное количество интересных и привлекательных для отдыха мест (15,9 процента), мало информации о туристических маршрутах и объектах (13 процентов), низкое качество гостевого сервиса (6,9 процента), плохое транспортное сообщение (4,2 процента), плохая проработка туристических маршрутов (1,4 процента). С этими мнениями согласны, но лишь частично, те, кто работает в сфере организованного внутреннего туризма. К примеру, устроители корпоративных и сборных туров серьезных проблем с транспортной доступностью и логистикой не испытывают.
По мнению эксперта, подъезд к значимым туристическим объектам стал лучше примерно десять лет назад, когда наша страна готовилась к проведению чемпионата мира по хоккею 2014 года. Тогда же появилось много объектов придорожной инфраструктуры, которые верой и правдой служат туристам по сей день. А вот к небольшим населенным пунктам есть претензии.
— Хотелось бы, чтобы активнее развивался сервис в районных центрах и мелких населенных пунктах, — говорит Елена Паршуто. — Во-первых, надо, чтобы там были туалеты, работающие с утра до позднего вечера. Во-вторых, кафе и рестораны нередко закрыты на проведение свадеб, поминок или дней рождения, и тогда нашим туристам негде перекусить.
Важно также, чтобы объекты общепита работали не до 17:00, а хотя бы до 22:00. Автобус ведь может сломаться и приехать к месту приема пищи не в 15:00, а, скажем, в 18:00. Так что тема кофейно-питейных заведений и туалетов в туризме по-прежнему актуальна.
Предпочтения и пожелания
Поклонники внутреннего туризма путешествуют по Беларуси с целью посетить места, связанные с историей и культурой (41,3 процента опрошенных), на втором месте по популярности родственные визиты и посещение малой родины (39,7 процента), на третьем — посещение природных объектов (36,3 процента). За ними следуют лечение и оздоровление, посещение фестивалей, выставок, визиты к религиозным святыням.Охотнее всего наши туристы готовы посещать фестивали музыки и музыкальные конкурсы, ярмарки, исторические мероприятия с реконструкциями давних событий, национальные праздники.
Своим друзьям, родственникам и коллегам заядлые путешественники по Беларуси в нынешнем году готовы порекомендовать прежде всего Брест, Браславские озера и Несвиж, вслед за этими объектами следуют Минск, Гродно, Брестская крепость, Мир, Беловежская пуща, Нарочь и Витебск. Что касается звания «визитная карточка Беларуси», то согласно результатам исследования на первом месте — Мирский замок, на втором — Брестская крепость, на третьем — Несвижский замок. В топ-10 также вошли Минск, Несвиж, Беловежская пуща, Брест, Хатынь, Гродно и Мир.
На первом месте лечебно-оздоровительный туризм (48,8 процента от числа опрошенных, путешествующих по Беларуси), на втором — военно-исторический туризм (посещение мест сражений, памятников Великой Отечественной войны и др. — 28,3 процента), на третьем — агроэкотуризм (26,6 процента).Туристическую привлекательность нашей страны, полагают респонденты, могут повысить (по убывающей) реставрация и восстановление культурно-исторических памятников, организация праздников, фестивалей и тематических дней в регионах, развитие инфраструктуры (кафе, гостиницы и т.д.), увеличение числа информационных материалов (путеводители, брошюры), расширение сети туристических и экскурсионных маршрутов, развитие транспортного сообщения и др. Как говорится, руководителям отрасли на заметку.
Планируете ли вы во время своего отпуска/выходных дней в этом году выезд за границу?
Нет — 83,8Да — 13,1
Затрудняюсь ответить — 3,1
Топ-10 стран, запланированных белорусами для посещения в 2023 году
Россия — 42,3Турция — 11
Страны Европы — 7,9
Германия — 7,1
Египет — 5,9
Польша — 5,6
Грузия — 3,6
Испания — 2,5
ОАЭ — 2,3
Таиланд — 1,9
(в процентах от числа планирующих такие поездки)
Топ-10 регионов/мест Российской Федерации, запланированных для посещения белорусами в 2023 году
Санкт-Петербург — 40,4Москва — 23,1
Крым — 9,5
Краснодарский край — 9,3
Карелия — 8,5
Анапа — 6,2
Камчатка — 5,5
Калининград — 4
Золотое кольцо — 3
Воронеж — 2,9
(в процентах от запланировавших посещение России)
Как часто вы путешествуете по Беларуси?
Несколько раз в год2021 — 27,1
2022 — 27,2
2023 — 29,2
Раз в год
2021 — 24,7
2022 — 26,3
2023 — 26,5
Реже раза в год
2021 — 31,9
2022 — 31,3
2023 — 23,7
Не путешествую
2021 — 16,2
2022 — 15,2
2023 — 20,6
Топ-10 городов и регионов, которые белорусы собираются посетить с туристическими целями в 2023 году
Брест — 10,7Минск — 9,9
Гродно — 7,7
Витебск — 6,5
Гомель — 4,9
Могилев — 2,3
Браслав — 2,1
Несвиж — 1,7
Мир — 1,6
Полоцк — 1,5
(в процентах от числа опрошенных, путешествующих по Беларуси)
Оценка респондентами инфраструктуры туризма в Беларуси по пятибалльной шкале (средняя оценка)
Источник: Институт социологии НАН Беларуси.Спортивно-оздоровительный сервис (качество услуг в санаториях, спортивных комплексах) — 4,3
Привлекательность достопримечательностей и туристических маршрутов (музеев, памятников архитектуры) — 4,3
Качество информации о туристических услугах и маршрутах (развитость дорожной сети) — 4,1
Качество объектов проживания (гостиницы, хостелы) — 4
Транспортная инфраструктура (развитость дорожной сети) объектов проживания (гостиницы, хостелы) — 4
Степень развития точек общественного питания (кафе, закусочные, рестораны) — 4
КСТАТИ
Кто отвечал на вопросы?
Исследование проводилось в мае — июне, опрашивались представители населения страны в возрасте 18 лет и старше. География — все областные центры и город Минск, отдельные городские и сельские населенные пункты по всем областям — всего 900 человек. Погрешность, уверяют в Институте социологии НАН Беларуси, составляет около 3 процентов. Любопытно, что респондентам звонили на стационарные, а не на мобильные телефоны, хотя, по распространенному мнению, легкие на подъем люди куда чаще пользуются мобильниками, чем домоседы.
— Когда звонят на стационарный телефон, люди отвечают на вопросы достаточно охотно, — пояснил заведующий Центром оперативных исследований Института социологии Александр Бельский. — Человек дома, в спокойной атмосфере и может посвятить время исследованию. Если звонить на мобильный, человек может быть в магазине, в пути, на работе и прочее, так что был бы достаточно высокий процент отказов. Тогда достижимость респондента упала бы и говорить о репрезентативности результатов было бы достаточно проблематично.