Недавно на пороге нашего корпункта неожиданно появились дети:
— Здравствуйте, мы хотим летом работать, но никто не берет, говорят, что еще маленькие. Может, у вас можно газеты разносить? — бойко спросил один из двух друзей, на вид младшего школьного возраста.
Такой порыв не столько умилил, сколько побудил задуматься: а где действительно могут заработать дети свой первый трудовой рубль? Согласно нашему законодательству, подрабатывать в свободное от учебы время на посильных работах и ограниченные часы можно подросткам начиная с 14 лет. В управлении по труду, занятости и социальной защите Гродненского горисполкома мои догадки подтвердили: даже для этой категории юных граждан вакансии, можно сказать, конкурсные. Работодатели не желают возиться с подростками, если на свободное рабочее место претендуют взрослые. На подработку их трудоустраивают в учреждения образования, культуры, некоторым везет попасть в студотряд под эгидой БРСМ. Жаждущих приобщиться к общественно полезному труду детей по этим адресам родители тоже нередко приводят. Ответ вполне предсказуем: по закону им официально трудиться не положено.
Психологи утверждают, что пик желания работать приходится на переходный возраст, если его вовремя не поощрить, интерес к труду может и угаснуть. Не потому ли нередко приходится слышать, что молодежь нынче работать не хочет, сидит на шее у родителей?
Впрочем, способ заработать «на карманы» наши предприимчивые дети все же находят: многие родители платят им «зарплату» за хорошие отметки, вымытую посуду и прочую посильную помощь. В кошелечек по поводу и без подбрасывают денежки и бабушки с дедушками. Так что найти сегодня безденежного ребенка непросто. Одна моя знакомая призналась, что ей пришлось до зарплаты взять в долг денег у восьмилетней дочери. Мама умилялась: девочка растет такая экономная!
Повезло тем юным трудовым энтузиастам, которых отправляют на лето в деревню к бабушке. Тут по старинке наверняка внука или внучку возьмут в лес за ягодами или грибами. Денежки, которые дети выручат от сдачи лесных даров заготовителю, будут иметь особый вес в их кошелечке.
А что же делать тем, у кого такой возможности нет? В Швеции, к примеру, когда дети вырастают из своих одежек, стимулируя бережливость, их учат оформлять анонсы на сайте объявлений и продавать личные вещи. (А наши-то как в интернете преуспели!) Уже с 15 лет шведские школьники даже могут основать свою компанию. При этом они получают бесплатные финансовые консультации и платят щадящие налоги. В Германии во дворах, на улицах, в церквях устраивают блошиные рынки. Там дети продают свои игрушки, прочитанные книги, а вырученные деньги откладывают на нужные им покупки. Так, может, взрослым стоит поработать над тем, чтобы как можно раньше дать возможность детям почувствовать цену заработанных денег?
Недавно довелось пообщаться с бывшим малолетним узником Михаилом Байдовым, его в 13 лет фашисты угнали в Германию. Михаил Ульянович, которому уже за 90, вспоминал, что и в лагерях-то выжил благодаря тому, что с детства трудовую закалку получил:
— Мы, пацаны, начиная со 2—3-го класса считали большой честью, когда во время летних каникул взрослые разрешали поработать на сенокосе в колхозе. А покататься на лошадях, отводя их на пастбище, было равноценно награде. Сводки о заработанных трудоднях ежедневно вывешивались в колхозной конторе, это было так гордо, когда себя там находил. Сейчас вот мирно живем, а стерженечка такого поискать.
Времена, конечно, поменялись в сторону прогресса и достатка. Но с таким жизненным опытом едва ли поспоришь: зачем оберегать детей от интереса к труду?
semenova@sb.by
Зачем оберегать детей от интереса к труду?
Не мешайте им работать!
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.