Мчим в аэропорт, чтобы встретить там победителя национального отбора конкурса «Витебск‑2019» на «Славянском базаре» Ваню Здонюка. Он прилетел из Киева от педагога по вокалу. И у нас есть всего час, чтобы поговорить и сделать фото на базе продюсерского центра «СПАМАШ», который занимается подготовкой артиста к международному конкурсу. А дальше — учеба, занятия и снова репетиции: 19‑летний парень всегда в движении.
— Как долетел, Иван?
— Не Иван, а Ваня, очень прошу всех журналистов писать мое имя правильно. Я Ваня.
Да уж, прав композитор Леонид Ширин: артистическая составляющая в этом мальчишке убедительная и сразу заметная. На пороге «СПАМАШа» нас встречает директор Анжелина Микульская. Коротко обменивается с артистом знаками, мол, о делах потом поговорим. И мы идем в студию — святая святых шоу‑бизнеса. Здесь, к слову, записывал песни экс‑вокалист Deep Purple Джо Линн Тернер, представительница Беларуси на «Евровидении‑2019» ЗЕНА, популярные блогеры Катя Адушкина и Влад Бумага, гостили гитаристы группы Rammstein. Нашему Ване Здонюку явно везет: стартовая площадка для подготовки к конкурсу «Витебск‑2019» у него мощная.
— Да у вас тут минский филиал студии «Эбби‑Роуд»! — не могу сдержать восхищение перед аппаратурой, усеянной тысячей кнопок, смысл которых мне вообще неясен.
— Можно и так сказать, — улыбается Леонид Ширин. — Пока не все оборудование прибыло, ждем еще часть, но даже то, что сейчас есть, удовлетворяет требованиям самых профессиональных музыкантов. Гости как с Запада, так и с Востока отмечают, что в Минске уютно работать: тихо, спокойно, а на нашей студии можно записывать треки любой степени сложности — аппаратура позволяет.
Ваня Здонюк подходит к микрофону, звучит душераздирающая песня на музыку художественного руководителя продюсерского центра «СПАМАШ» Леонида Ширина и стихи Натальи Тамбовцевой «Сердце изо льда». Исполнитель почти доводит меня до слез, но композитор кричит артисту «Стоп!», и начинается мастер‑класс от Леонида Ширина:
— Ваня, интонацию надо выдерживать железно. Я был в жюри конкурса «Славянского базара» и знаю, что там требуется. Главное — спеть чистенько. Да, ты можешь пройти все этапы подготовки, записать красивые песни, снять на них клипы, дать много интервью и даже хайпануть, но если на сцене во время конкурса, как говорят в народе, «дашь петуха» — это будет со стороны жюри повод придраться. Нам нельзя дать такого повода, понятно?
Ваня держит себя очень хорошо: на замечания реагирует спокойно, как большой трудяжка поет снова и снова до тех пор, пока маэстро не показывает ему «лайк» в студийное окно — идеально. Обращаю внимание на необычный вокал Здонюка: время от времени он может выдать такую совершенно хардкоровскую хрипотцу — харш‑скриминг, которой владеют брутальные металлисты, но от хрупкого блондина ее совсем не ждешь.
— Как это возможно, Ваня? Откуда такая техника?
— Один из моих педагогов по вокалу — певец Юзари — первым заметил, что я владею этим приемом, и сказал, что это должно стать моей фишкой.
— А, теперь поняла, как ты в Орше на национальном отборе победил: признавайся, включил хрипотцу тогда, когда ее никто совсем не ждал?
— Да‑а! И весь зал, и жюри стали аплодировать.
— Круто. И все‑таки, как ты научился извлекать из себя вот этот фирменный звук? Копировал кого‑то из известных исполнителей?
— Нет, я никого не копирую, иду своей дорогой, пишу свои песни.
Кстати, совсем скоро будет релиз моей композиции, с которой участвовал еще в отборе на «Евровидение», только в переводе с английского на белорусский. По поводу вокала: однажды я был на слете вокалистов в академии Игоря Крутого. Туда приехал первый педагог Бейонсе Дэвид Ли Бревер. Из 150 ребят он выбирал 10 человек, с которыми на протяжении всего слета работал. Так вот, мне посчастливилось попасть в эту десятку. Дэвид очень душевно и индивидуально подходил к каждому ребенку, делился с нами уникальной методикой вокальной техники. Скорее всего, его секреты мастерства и повлияли на мое расщепление.
— Научи меня так петь, пожалуйста.
— На то она и секретная методика, чтобы о ней никому не рассказывать.
— В конкурсной композиции ты поешь о несчастной любви. Терял уже девушку?
— Приходилось. Видимо, ничего в жизни просто так не бывает. Если случилось — так и должно было быть. Появятся новые люди, которым я действительно буду нужен.
— Ты твердо решил стать артистом?
— Да, решил, когда мне было 4 года всего. Мы были с родителями в гостях у дедушки с бабушкой. И вдруг мой дед исполнил песню «Голуби целуются на крыше» — спел настолько чисто, честно, можно сказать, по‑ангельски, что я пришел домой и сказал: «Мама, хочу петь, как дедушка, отправьте меня куда‑нибудь учиться».
— Красивая история. С тех пор себе не изменяешь, учишься, и родители во всем поддерживают?
— Да, за что я им очень благодарен, потому что есть у меня друзья, которым родители говорят, мол, что это за профессия — артист, шел бы лучше в айтишники. Таким ребятам, я знаю, очень тяжело двигаться вперед. В моей семье, к счастью, есть поддержка и понимание: мама ездит со мной на все вокальные конкурсы, проекты и тренинги.
...В студию входит Анжелина Микульская, дает нам понять, что время интервью исчерпано: Ваню ждут великие дела.
— Анжелина Владимировна, один вопрос к вам. Продюсерский центр «СПАМАШ» проводит сейчас большой кастинг. А может так получиться, что Ваня Здонюк и станет тем самым исполнителем, которого вы так долго искали?
— Мы ищем таких артистов, как Ваня Здонюк, которые сами приносят свой мир, создают свою музыку и умеют энергетически забирать на себя зал. Ваня все это умеет. Можно сказать, что для нашего продюсерского центра, как и для него, проходит сейчас испытательный срок друг у друга: до «Славянского базара в Витебске» мы будем работать вместе. И если коннект продюсеров и артиста состоится, мы с удовольствием сделаем предложение Ване работать с нами дальше.
КСТАТИ
Во втором конкурсном туре на «Славянском базаре» Ваня исполнит песню из репертуара Imagine Dragons — Natural, где свой фирменный прием — расщепление — продемонстрирует во всей красе.
viki@sb.by
Как научиться петь скрим и харш — уроки от Вани Здонюка
Не Иван, а Ваня
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ