Страница в соцсетях немецкого программиста Лукаса Кюна пестрит репостами новостей из Беларуси. Еще полгода назад наша страна была для него terra incognita, а сейчас он может назвать с десяток крупных белорусских городов и предприятий. И планирует приезд в Минск: хочет попасть на экскурсию в Парк высоких технологий, а в перспективе — запустить свой блокчейн-стартап:
— Вскоре ваша страна может стать самой лучшей в мире юрисдикцией для создания подобных проектов и не только. Меня это очень вдохновляет. Плюс чисто на бытовом уровне это отличное место для переезда.
Создать комфортные условия для ИТ-бизнеса сегодня стремятся многие страны. Неудивительно: согласно данным аналитиков Gartner глобальный рынок ИТ превышает 3,5 трлн долларов, и эта цифра будет расти. Упускать денежные реки не хочет никто.
К примеру, Кипр, известный всем как офшор, давно ушел с кривой дорожки. Теперь страна претендует на звание ИТ-рая: здесь уже шесть лет действует специальный режим IP Boх, который создает благоприятный климат для интеллектуальных инвестиций. Не стоит в стороне Польша, где как грибы после дождя растут технопарки, бизнес-инкубаторы и акселераторы. Финансирование они получают от государства и университетов.
Те, кто начинал раньше, сегодня служат примером. Сингапур — город-государство площадью всего около 720 квадратных километров. Ежегодно здесь создают примерно 2,5 тысячи высокотехнологичных стартапов, привлекая более 1 млрд долларов инвестиций. Реализуется программа “Умная нация”: страна становится площадкой для тестирования новых технологий.
Еще один пример — Израиль. Государство, близкое к нам по территории и численности населения, экспортирует ИТ-услуги примерно на 40 млрд долларов. Для сравнения: наш Парк высоких технологий лишь по итогам прошлого года впервые перешагнул порог в 1 млрд долларов. Разрыв, на первый взгляд, непреодолимый. Удастся ли повторить успех ИТ-держав? Игорь Мамоненко, генеральный директор группы компаний “БелХард”, считает, что мы находимся на интересном этапе:
— Сравнимо с Индией, которая в свое время была крупнейшей сервисной страной, разрабатывавшей много софта на заказ. В процессе здесь стали возникать собственные идеи и продуктовые ИТ-фирмы, которые стали занимать свою нишу на мировом рынке. Мы сейчас тоже добавляем к сервисной модели продуктовую. И потенциал у нас в этом плане большой. Это не афишируется, но в Силиконовой долине много белорусов, которые реализуют там свои задумки. Нам нужно стать тестовой площадкой, где будет испытываться масса не только наших, но и мировых стартапов. И мы к этому идем.
На прошлой неделе наш ПВТ принял решение о регистрации в качестве резидентов 46 новых компаний. За всю историю Парка такого существенного одномоментного скачка еще не было. Причем произошел и качественный рост: к нам пришли компании, занятые в разработке ПО в сфере искусственного интеллекта и дополненной реальности, больших данных, интернета вещей, точного земледелия. Более половины этих новых фирм было создано с участием иностранных инвестиций. И это только начало, убежден Игорь Мамоненко:
— Когда изначально звучала идея создания ИТ-страны, планировалось, что в эту сферу придут сотни тысяч человек. Сейчас речь идет уже о миллионах. В традиционных отраслях экономики становится все сложнее выдерживать конкуренцию. Развитие сферы информационных технологий дает шанс обеспечить занятость тех людей, которые будут высвобождаться из классических секторов, перенаправив их в этот сектор.
Впрочем, здесь есть свои нюансы. С одной стороны, по оценкам компании McKinsey & Co, при сохранении нынешних темпов роботизации и автоматизации к 2030 году более чем 375 млн человек в мире останутся без работы — их заменят машины. Речь идет в первую очередь о тех, кто занят физическим трудом или чья работа связана с выполнением типовых задач — это кассиры, операторы колл-центров, рядовые бухгалтеры. С другой — как бы ни было близко цифровое будущее, очевидно, что пока технологии не могут полностью заменить учителей, врачей, инженеров, говорит экономист Центра аналитических инициатив Либерального клуба Антон Болточко:
— Не получится ли так, что ИТ-сектор перетянет на свою сторону хороших специалистов, сконцентрирует часть капитала, не давая развиваться другим отраслям, которые тоже нуждаются в ресурсах? Мы не должны ориентироваться на то, чтобы врачи, инженеры, учителя переучивались на программистов. А ведь многие будут выбирать эту отрасль как более перспективную и высокодоходную — это наблюдается уже сегодня. И Декрет № 8, который при всех его плюсах концентрируется лишь на одном секторе экономики, может усилить эту тенденцию.
Виктор Прокопеня, исполнительный директор VP Capital, приводит такие цифры: одно рабочее место ИТ-специалиста создает 3—4 рабочих места в других сферах, не связанных с информационными технологиями. В свою очередь, резидентами ПВТ могут стать и компании из областных городов и практически из любой точки страны.
— Декрет — не “волшебная таблетка” от всех проблем, существующих в экономике, — объясняет эксперт. — Интересно, что в связи с его принятием мы будем наблюдать сразу несколько процессов.
С одной стороны, рост ИТ-отрасли, с другой — проникновение технологий в другие сферы экономики, начиная с промышленности, торговли и заканчивая медициной, образованием.
В современных фермерских хозяйствах полив, удобрение и многие другие процессы уже выполняются автоматически. Решение о выдаче кредита, найме на работу, инвестициях на бирже — задача искусственного интеллекта.
Виктор Прокопеня уверен: внедрение технологий в традиционные сектора экономики — залог их конкурентоспособности на региональных и мировых рынках. И важно, чтобы государство поощряло этот процесс:
— Сколько компаний в Беларуси сейчас используют Big Data в своем бизнесе? На скольких внедрены ИТ-системы управления бизнес-процессами? Нам еще многое предстоит сделать в этом направлении. И наличие в стране сильного ИТ-сектора этому процессу только поможет.
С вступлением Декрета № 8 в силу работа по строительству ИТ-страны не заканчивается. Наоборот: недавно у нас был создан Совет по развитию цифровой экономики, в перспективе не исключено и появление профильного министерства. Это важные и нужные шаги. Высокие технологии меняют мир — факт неоспоримый. Но базовый принцип в любом случае остается прежним: кто быстрее — тот и в выигрыше.
ДОСЛОВНОЧТО ИЗМЕНИТСЯ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ДЕКРЕТА № 8
Всеволод Янчевский, директор Парка высоких технологий:
— Среди компаний, которые вступили в Парк недавно, очень много перспективных стартапов и состоявшихся компаний. Тех, которые работают в сфере развития технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Мы сейчас видим, что и у нашей страны, и у Парка высоких технологий есть все шансы стать одним из таких серьезных европейских центров в этой сфере.
1. Расширится список видов деятельности резидентов ПВТ. Среди прочего добавляются разработка биотехнологий, медицинских, авиационных и космических технологий, киберспорт.
2. ICO, криптовалюты и смарт-контракты станут легальными. В ПВТ смогут работать криптобиржи и криптообменники, а у граждан появится возможность майнить, дарить, обменивать биткоины и другие цифровые знаки.
3. Продуктовым ИТ-компаниям дадут зеленый свет. К примеру, внешнеэкономические сделки можно будет заключать в электронном виде через интернет. Да и в целом максимально упрощается деятельность всех резидентов ПВТ.
4. Будут введены отдельные институты английского права. Это повысит привлекательность нашей страны в глазах инвесторов.
5. ИТ-кадров станет больше. Резидентам ПВТ разрешат заниматься образовательной деятельностью, кроме того, создаются условия для привлечения иностранных специалистов, например, для зарубежных работников и учредителей резидентов ПВТ будут отменены визы.
gavrusheva@sb.by