По всем признакам структурное и содержательное оформление национального «поворота в Азию» постепенно обретает четкие контуры и приближается к точке невозврата. Концептуально базовые предпосылки и параметры такого маневра четко и однозначно обозначил 20 июля Глава государства на совещании по приоритетам внешней политики на современном этапе: внешнеполитическая стратегия нуждается в серьезной корректировке — современный мир не ограничивается лишь странами Евросоюза. Он гораздо шире.
Индустриальный парк «Великий камень» — яркий пример качественного сотрудничества Беларуси и Китая. На снимке: ООО «ФАСТ-МАЗ».
«Мы должны четко понимать, что происходит вокруг нас, каково наше место в этой стремительно меняющейся системе координат, насколько мы способны быстро и профессионально адаптироваться, отвечая на современные вызовы и угрозы», — подчеркнул Президент.
На низкий «коэффициент полезного действия» использования потенциала рынков стран Азии, Африки и Латинской Америки не так давно указывал Премьер-министр Роман Головченко. Работу над новой, более активной стратегией продвижения белорусских интересов на рынках в странах Азии и Африки ранее анонсировал министр иностранных дел Владимир Макей.
Таким образом, на высшем политическом уровне государства практически сформирован устойчивый консенсус по поводу национального «поворота в Азию».
Но очевидно, что системный заход в Азию — задача непростая и комплексная. Рассматривая «поворот» как политическую идею или экономическую стратегию, необходимо тщательно ее проработать и подготовить приземленные (со страновой разбивкой) дорожные карты с учетом национальных особенностей деловой практики того или иного целевого государства-партнера. Чтобы эта идея не осталась на уровне добрых пожеланий, а трансформировалась в прикладную стратегию, она должна стать задачей общегосударственного масштаба.
Но такой дрейф сам по себе легко и не происходит. Следует исходить из того, что для достижения существенных подвижек и понимания значимости азиатского вектора в широком общественном сознании, потребуются годы системной кропотливой работы, особенно в информационной сфере и на экспертном уровне.
Хорошим подспорьем могли бы стать результаты целевых социологических исследований. Например, социологи отмечают, что Китай считают дружественной страной около 65 процентов белорусов. В общественном мнении КНР в качестве внешнеполитического приоритета Беларуси опережает Евросоюз. Таким образом, Китай в белорусском обществе воспринимается позитивно как экономический вектор развития.
В списке дружественных стран Казахстан опережает более близкую географически и этнически Украину, а также США и страны Ближнего Востока. Развитие тесных отношений с Казахстаном поддерживает треть белорусских граждан.
Успех национального проекта «поворот в Азию» должен быть связан не столько с политикой или экономикой, сколько с дальнейшей популяризацией и повышением массовой осведомленности об Азии и азиатской перспективе.
Важнейшей и не менее комплексной и сложной видится задача разработки сопутствующего международного позиционирования (брэнда) Республики Беларусь, а также долгосрочной и взвешенной азиатской политики. Безусловно, под такую амбициозную и масштабную задачу нужны ресурсы, прежде всего людские. И здесь простой релокацией высвобождающихся кадров из белорусских дипломатических представительств в Европе и США или их перераспределением внутри конкретных азиатских стран не обойтись.
«В такой ситуации достойный ответ могут дать только профессиональные и, самое главное, преданные своему делу и стране кадры. Сегодня нужны дипломаты-практики, специалисты своего дела, патриоты, которые не побоятся заявить претензии и отстоять честь своей страны», — задал профессиональную планку Президент.
По моему мнению, помимо вышеупомянутых личных и деловых качеств, важными критериями являются целевая мотивация специалистов, а также наличие у них соответствующей страноведческой и лингвистической подготовки.
«Поворот в Азию» — это осознанный выход белорусской экономической и экспертной дипломатии из привычной повседневной рутины и зоны комфорта, а также стратегический выбор государства в пользу динамично поднимающейся части мира.
Разрабатываемая стратегия должна предусматривать концентрацию ресурсов государства на главных направлениях — целевых инициативах (бизнес-проектах, мероприятиях и программах). Этот подход отчасти созвучен принципу главного звена мобилизационной (антикризисной) экономики, к переходу на которую, пожалуй, было бы нелишним готовиться с учетом нарастающего санкционного давления со стороны Запада.
Таким образом, как гласит народная мудрость, дорогу осилит идущий. Для достижения поставленной цели нужно методично и настойчиво двигаться к ней и не пасовать перед трудностями.
Юрий ЯРМОЛИНСКИЙ, аналитик Белорусского института стратегических исследований.