— Наталия, как вы стали режиссером одной из главных программ на ОНТ — «Ничего личного?»
— Почти 20 лет работаю на телевидении, опыт у меня большой. Начинала в Белтелерадиокомпании, 15 лет была режиссером в Агентстве теленовостей. С Маратом Марковым там и познакомилась. Мы не пересекались непосредственно в проектах, но, видимо, он подмечал мое рвение — я могла сутками сидеть на работе. Я безумно благодарна АТН, где я всему научилась, за школу. Там работает так много прекрасных людей, к которым очень тепло отношусь.
— Я правильно поняла, что вы трудоголик?
— Абсолютный. Но в какой‑то момент произошло выгорание, необходимо было взять паузу, уйти с телевидения, чтобы осмотреться по сторонам. Я уехала в Гродно. А жизненные обстоятельства так сложились, что снова вернулась в Минск. И спасибо Марату Сергеевичу, он сразу принял меня в команду ОНТ. Как мне кажется, его лидерские качества влияют на весь коллектив ОНТ, мы все за ним тянемся, хочется ему соответствовать, не упасть в грязь лицом. Оглядываясь назад, мне сложно поверить, что уже пять лет я работаю в таком большом проекте, как «Марков. Ничего личного».
Львиная доля успеха программы — это непосредственно личность Марата Сергеевича, его талант интервьюера. Плюс личность героя.Если до 2020 года мы больше погружались в психологию гостя, то после известных событий стало важным, какие смыслы может он донести зрителям.
— Какова ваша роль в этом проекте? Что делает режиссер?
— Я бы привела сравнение с дирижером: в оркестре есть огромное количество инструментов, и важно, чтобы в какой‑то конкретный момент прозвучала конкретная нота. Собственно, похожая задача и у режиссера на телевидении — подчеркнуть главное. Вы наверняка заметили, мы частенько используем суперкрупные планы, максимально близко показываем лицо гостя, его глаза, в которых никогда не спрятать настоящих эмоций.
Особенно в 2020‑м нам этот крупный план очень пригодился: когда ты видишь лица наших силовиков — все про них понимаешь, даже не надо слов, чтобы почувствовать, что они переживали в душе, столкнувшись с цунами фейков, — о них ведь придумывали небылицы, страшные вещи, все помнят, как это было.И насколько в тот момент было важным заглянуть в их глаза, увидеть, что все они люди, а не звери, как их выставляли «невероятные».
— Телеканал ОНТ сегодня предоставляет площадку авторитетным экспертам в проекте «ПолитStandUp». Насколько мне известно, вы работаете и над этой программой. Чем она вам близка?
— «ПолитStandUp» прекрасен тем, что у каждого гостя в рамках этого проекта есть возможность раскрыться с самой неожиданной стороны. Наш любимый Александр Шпаковский, например, читал стихи собственного сочинения, Алексей Авдонин цитировал на память классиков... Мы планируем развивать этот замечательный проект, в котором гостю предоставляется полная свобода действий, чтобы высказаться на важные для него темы.
— Какие фишки планируете добавлять в уже известный проект «Пропаганда», над которым тоже работаете?
— Пропаганды много не бывает. Мое мнение — телевидение смотрят люди консервативные, которые как раз таки не любят резких перемен, и не нужно их каждый раз удивлять чем‑то новым. Те проекты, которые появились в эфире ОНТ и на других государственных телеканалах после 2020 года, еще достаточно свежие по телевизионным меркам, и стали для многих зрителей идеологической опорой. Так что цвет фуксия, как и сама программа «Пропаганда», останутся пока неизменными. Другое дело, что я всегда выступаю за эволюцию, потихоньку начинаю использовать в проекте картинки, которые генерирую в чат‑ботах на базе искусственного интеллекта. Они приходят на смену карикатурам в фотошопе.
— А как вы находите баланс между картинками и непосредственно текстом Игоря Тура?
— Мне всегда мало картинок. (Смеется. — Прим. ред.) Хорошо, что работаем всегда с колес и время поджимает, иначе бы каждый выпуск перенасыщала визуальными красотами. Порой Игорю приходится буквально держать меня за руки, чтобы я не лезла с «картинками». Но в том‑то и дело, что как автор проекта Тур умеет задать такое настроение своим текстом, что моя фантазия немедленно пускается в пляс, рождаются интересные образы. Например, недавно мы ругали неповоротливых чиновников, и случайно придумался персонаж по имени Исполкот.
— Прекрасно. Хочу стикерпаки с вашими персонажами. Когда сделаете?
— Обязательно сделаем, но пока не хватает на это времени.
— Вы глубоко погружены в процесс телепроизводства, для вас и Марков, и Тур — это прежде всего коллеги. Как часто у вас спрашивают знакомые и незнакомые люди об изнанке телепроцесса? Видят ли они в лицах с экрана реальных живых людей, как думаете?
— Мне кажется, лица с экрана у нас зачастую недооценены. То же самое происходит и с артистами, и с чиновниками. За что я и люблю проект Марата Маркова «Ничего личного» — за 40 минут в студии гость раскрывается так, что даже те зрители, которые относились к нему с предубеждением, после эфира меняют свою точку зрения. А Игорь Тур стал открытием именно в 2020 году: то, как он бесстрашно вел полемику в соцсетях, очень многих, в том числе и меня, вдохновило. Он видит редкое, умеет выделять главное, способен словами подчеркнуть важное. Это определенно редчайший талант журналиста.
— Вы снимали интервью с Протасевичем, как относитесь к его помилованию?
— Не могу сказать, что я рада. Помню, на интервью с Протасевичем шла во всеоружии: на мне были майка с перечеркнутым словом «революция», красно‑зеленые браслеты и желание его размазать. Еще Марату Сергеевичу сказала: «Ну как вы, готовы задать ему жару?» А Марат Сергеевич мне ответил, что бить лежачего некрасиво и даже в такой ситуации нужно оставаться человеком. Его слова меня отрезвили.
А по поводу помилования: по‑моему, последние три года нас должны были убедить в том, что Президент ничего не делает просто так, каждый его шаг выверен и продуман на сто ходов вперед.И первое, что мы видим в этой амнистии, — сильный ход, который в очередной раз опрокидывает любимый нарратив наших оппонентов о жестоком режиме и диктатуре.
viki@sb.by